На недавно прошедшей книжной ярмарке было настоящее столпотворение. На одной площадке встретились три основных участника создания книги: писатель, издатель и читатель, без которого невозможно считать, что книга как явление состоялась. Они делятся впечатлениями об этом грандиозном мероприятии, а также своё мнение высказывают учёные и литературоведы.
Владимир ЛИЧУТИН, писатель:
– Главный недостаток книжной ярмарки – это обилие звуков. Говорить невозможно, обсуждать невозможно. Здесь нельзя поразмышлять, порассуждать, подумать – какая-то какофония и сумятица. Вроде бы должно быть единение, душа должна раскрыться, но на этих ярмарках душа закрывается. Множество книжек, листать их неохота – они все одинаковые внешне, под одинаковыми обложками, с одинаковым, очень поверхностным содержанием. Хотят много всего напихать в эти «стены», а когда всего много – значит, практически ничего нет. В будущем, конечно, надо продумать само содержание книжной ярмарки, чтобы человек, придя сюда, именно отдыхал, думал и переживал, а не задыхался от таких звуков. Вроде бы дело хорошее, а у меня лично тяжкое чувство… У меня было две презентации – приходится орать, кричать, не слышишь самого себя. Какая тут душевность? Какое сопереживание? Какие беседы с читателями и поклонниками? Проходят вереницы посетителей, чаще всего оглушённых множеством людей и множеством книжек, и возникает у меня чувство: Боже мой, как много всего пишут, а никого не вспомнишь! Начинаешь вспоминать писателей – ну два, три, от силы десять припоминаешь на всю страну, а кто же пишет, если нельзя их припомнить никого? Что это за литература, которая разложена по десяткам стеллажей и полок, а нельзя к ней прикоснуться, вспыхнуть чувством? Люди идут с потухшим взглядом, как будто прощаются с покойником в последние минуты – вот такое же выражение на лицах. Редко вдруг – раз! – и вспыхнет что-то в глазах живое, участливое – и тут же потухнет, потому что множество одинаковых, в глянцевых обложках книжек приглушает любое доброе чувство… Вот такое у меня ощущение от выставки. Очень мало покупают книг. Люди в основном бедные, нищенски бедные: они, может быть, и хотят купить что-то, но разбегаются глаза у них. Нет путеводителя по этим книгам, чтобы сказали: вот здесь такое-то. Остановитесь, товарищи, поразитесь: какие тут книги! Но нет, кто остановится? Даже в микрофон ори – никто не остановится. Звук микрофона слабее общей какофонии, которая разлита в этом зале многолюдном.
Вообще ярмарка – дело хорошее, необходимое, но надо думать об организации. Саму систему этих базаров надо продумать: как совместить массу вот этих издательств, как их под одной крышей разместить так, чтобы они друг другу не мешали. А то получается, что издательства своим присутствием подавляют друг друга, убивают значение книги. Есть базарное торжище. А книжки как таковой, ради которой всё создавалось, нету. И писателя как такового, ради которого все делалось, нету. А читатель нищий, слепой. Думать надо, думать, как всё это сделать.
Юрий КОЗЛОВ, писатель, главный редактор журнала «Роман-газета»:
– Московская книжная выставка на ВДНХ в этом году неожиданно порадовала своим демократизмом и какой-то весёлой незаорганизованностью. Мрачноватые охранники на входе чередовались с девушками-волонтёрами, которые не чинили препятствий студентам с читательскими билетами различных библиотек, пенсионерам с социальными картами москвича.
Выставка как зеркало отразила современное состояние читающей России. Вниманием посетителей пользовались выступления презентующих свои сочинения известных медиаперсон. Однако гораздо большие аудитории собирались на площадках, где шли разговоры о взаимоотношении полов («Сколько секса вы даёте своему мужу?» – вопрошал в микрофон у оробевшей слушательницы автор «технического», как он выразился, «бестселлера»), о кулинарных рецептах, а также о том, как выйти замуж за олигарха или овладеть вниманием масс в фейсбуке. Одна, видимо, уже успешно это осуществившая юная особа собрала едва ли не самую большую толпу восторженных почитателей.
Немногие крупные и многочисленные мелкие издательства представили на выставке практически все направления литературной, общественной, политической, научной, мистической, эзотерической и прочей интеллектуальной деятельности. Любой, даже самый привередливый, посетитель мог выбрать себе чтение для души и по карману.
Удивительно точно (в плане занимаемого места в современной литературной жизни) было определено место для стенда, где сгрудились «толстые» литературные журналы, – в глухом углу в «предбаннике» выставки, где не задерживались посетители. Сотрудники журналов пытались устраивать что-то вроде презентаций, но это носило сугубо камерный характер.
Хорошо, продуманно и по-настоящему профессионально работала площадка «Литературной газеты», где практически не было пустых стульев.
В этом году «Роман-газета» (в следующем году изданию исполнится 90 лет) имела на выставке собственный павильон, и, что удивительно, все номера с прозой современных русских писателей, что называется, разлетелись. Не отставала от «взрослой» и «Детская «Роман-газета». Это свидетельствует о том, что народу, как и в 1927 году, когда Горький основал наш журнал, нужна дешёвая и качественная книга. Читатель ждёт такую книгу. И если культурная политика в государстве повернётся лицом к народу, Россия снова сможет стать самой читающей страной.
Георгий ЗАЙЦЕВ, генеральный директор и главный редактор Издательского дома «Звонница-МГ»:
– Чем эта выставка отличается от предыдущих, так это тем, что первые три дня были очень малолюдными. Малые продажи. Масса организационных проблем. Найти нас всех очень трудно, потому что нет единой карты, как раньше, единого плана. «Первый микрофон» оказался на выходе – и стал «Последним микрофоном». Я проводил презентацию трёхтомника Путина – второго издания, а народу не было, потому что он сразу от входа идёт к площадкам «Эксмо» и «АСТ». А вообще здесь какая-то специфическая аудитория: приходят, листают, смотрят и уходят – практически ничего не покупают. На стенде указаны дни презентации, но не указаны часы – люди ничего не могут понять. На участие в выставке заявлено 400 издательств – так ведь это капля в море! Два года назад у них было 2700 офисов и стендов. Кроме того, здесь всё очень дорого: для средних издательств возникает вопрос: а стоит ли вообще участвовать? Мы даже не отобьём стоимость аренды, продать книг на такую сумму не сможем. Я страшно разочарован.
Евгений МАТОНИН, писатель, сценарист, автор книги «Яков Блюмкин» из серии «ЖЗЛ»:
– Ну что могу сказать: чем больше подобных выставок, тем лучше! Сейчас, как мне кажется, народ читает меньше, чем раньше, и больше читают цифровые, электронные книги, что мне не нравится, потому что я привык к старым, бумажным. И поэтому, мне кажется, надо пропагандировать книги вообще и бумажные книги в частности. Потому что, наверное, они всё равно со временем отомрут, но по крайней мере мне хочется, чтобы они просуществовали подольше, чтобы их как можно больше покупали и читали. Поэтому мне кажется, что одной ярмарки в году мало, их надо проводить хотя бы четыре раза в год – каждый сезон.
Олег ПЛАТОНОВ, директор общественной организации «Институт русской цивилизации»:
– Выставка лучше, чем была прежняя. Больше стабильности. Организация вполне удовлетворительная. И в этом году больше людей, чем бывает обычно. Вообще значение любой книжной выставки трудно переоценить. Я участвовал на 12 таких выставках – мы постоянные участники, и каждый раз это настоящее событие в культурной жизни. Здесь собираются не только книголюбы, здесь собираются те, кто делает книги, приходят писатели, издатели, и в этом процессе, как в плавильном котле, рождаются новые идеи. И я считаю, что такие мероприятия должны развиваться и продолжаться в будущем. Когда мы начинали участвовать, у нас было всего несколько книг, а сейчас наше издательство выпустило более 500 книг, составляющих классику русской мысли, русской истории, русской идеологии.
Екатерина АСОНОВА, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ:
– В Москве есть две ключевые книжные выставки: одна – ММКВЯ, а другая – нон-фикшен. Конечно, ММКВЯ, так как она проходит ежегодно, занимает в календаре издательств и в календаре читателя определённое место: люди знают, что точно в начале сентября пройдёт выставка, на неё можно прийти, посмотреть новинки, и издатель знает, что да, будет выставка, есть смысл к этому времени новинки готовить. Несомненно, ММКВЯ занимает своё место в календаре (литературном, культурном календаре), и поэтому её значение культуроорганизующее: то есть она организует определённым образом жизнь. Для читателей это возможность из года в год приходить, отслеживать, сравнивать – сейчас социальные сети будут заполнены отзывами: лучше стало или хуже, влияет ли кризис… Однозначно налицо информационный повод: эту функцию выставка выполняет очень хорошо в силу своей периодичности, обязательности и большого масштаба. ММКВЯ – совершенно точно важная, нужная вещь для Москвы, для России в целом. Потому что приезжает много гостей, приезжают люди из регионов – такой общий сбор. Однако хотелось бы, чтобы в большей степени это была выставка для самих книгоиздателей, где продаются права, где заключаются договоры, – чтобы она имела статус профессиональной.
Вадим ФЁДОРОВ, писатель (Чехия):
– Поразило огромное количество народа. То есть читающих людей в России очень много. Книги покупают и читают. Из недостатков – есть некоторая неорганизованность: вот я, например, вышел купить водички, а обратно войти уже невозможно, не пускают, требуют билет или приглашение, а оно одноразовое. Вообще ярмарка не для того, чтобы продать книжку, а для того, чтобы популяризировать книгу, поднять интерес к ней. Многие приходят пообщаться со своими любимыми писателями, задать им какие-то вопросы, и в этом смысле подобное мероприятие особенно ценно.
Елена ШУТКО, заместитель директора по библиотечной работе Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина:
– Здесь, на этой выставке, у нас представлена литература издательств, которые действуют на территории Ульяновской области: «Дом печати», издательства музеев, издательства библиотек и другие. Здесь есть и книги по истории, и по географии, и сувенирная продукция, и книги поэтов и писателей, которые проживают на нашей территории, и природоведческая, и естественно-научная литература – весь репертуар, все универсальные издания. На выставке очень интересно, а главное – есть люди, которые подходят, интересуются именно региональной литературой, потому что в других местах найти её невозможно. А спросом она пользуется большим: книги, которые мы привозили (а привозили мы не так много: по 10–15 экземпляров каждого наименования), практически все уже разошлись. Мы очень удивлены: на эту выставку впервые привезли книги местных художников и просто не ожидали такого ажиотажа – было где-то 20 наименований, и уже почти ничего не осталось. На ММКВЯ мы впервые. И поместили нас перед центральным входом: это и приятно, и почётно, и в то же время волнительно.
Нопи ХАДЗИГЕОРГИУ, координатор Греческого фонда культуры:
– Большая честь – быть гостем Московской книжной ярмарки. Это очень важно для нас, потому что у нас есть возможность узнать лучше современную русскую литературу, а у вас – узнать лучше нас через наши книги. Мы знаем вашу классику, вы знаете нашу, но мы должны также узнать друг друга сегодня: каковы нынешние русские и греки, русские и греки нового века. И мы очень счастливы, что приглашены в Москву: у нас есть множество крупных писателей, которых нам хотелось бы представить русским, и это так здорово, что книголюбы могут прийти, встретиться с ними и поговорить. Мы видим, что множество людей подходит к нашему стенду, и у них много вопросов: они хотят знать о наших книгах, посещают мероприятия, которые мы проводим. Чувствуем, что русские любят нас, мы им интересны, и они приходят сюда, чтобы узнать о нас побольше. Очень надеемся, что эта выставка станет началом новых отношений между нашими литературами и культурами, которые год за годом будут развиваться.
Владимир АННУШКИН, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина:
– Конечно, выставка имеет колоссальное значение для современной русской культуры. Она объединяет и книгоиздателей, и писателей, и нас, преподавателей. Я хочу поставить себя на место посетителей выставки: они блаженствуют в этом пространстве! Они ходят среди книг различных издательств, любуются этими книгами и представляют, какое бы наслаждение они испытали, если бы лучшее из этого прочитали. Предвкушение встречи с хорошей книгой – необыкновенно. Его всегда испытываешь в библиотеке, я помню это по своему детству: когда приходишь в библиотеку, и ты уже от запаха книг погружаешься в этот волшебный фантастический мир. А здесь, когда ты видишь настоящее книжное богатство, то чувствуешь, как велика, как многообразна, богата наша мыслительная культура, выражающая себя в слове.
Юрий МИХАЙЛОВ, главный редактор издательства «Ладомир»:
– Выставка наглядно показала: то, что говорят чиновники от нашей отрасли, не соответствует действительности: в два раза меньше площадь, в два раза меньше поток посетителей, чем предполагалось. Люди готовы покупать только дешёвые книги, а научные дешёвыми не бывают. К сожалению, внятных движений, которые необходимо было бы предпринять для поддержки чтения и повышения интереса к книге, я пока не наблюдаю. С другой стороны, хорошо, что мы, издательства, ещё вообще живём. Нынешняя среда для книгоиздателей токсична. Мы не видим новых издателей, мы видим исчезающих. Можно мемориал создавать: тогда-то были такие-то издательства. А где они сегодня? Следы только в истории остаются. А ведь выход из ситуации очень простой: книгоиздание не эквивалентно производству и продаже шампуня. То есть это не просто часть работы по сохранению культурной идентичности страны, это деятельность, направленная на поддержание суверенитета. Когда мы тратимся на оборону и создаём новые виды вооружения, мы же не думаем, какой они доход принесут. Тогда почему у нас книгоиздательская деятельность оценивается налоговыми органами с позиции просто коммерческих предприятий? Если у нас сегодня налицо ситуация, когда люди перестают читать и в то же время странным образом начинают финансироваться программы поддержки чтения, не проще ли скинуть финансовую удавку с издателей и дать им спокойно работать? Ведь мы же вынуждены содержать бухгалтерии, которые должны обслуживать процесс. Я не очень понимаю, почему надо доказывать, что книгоиздательская деятельность в нашей стране – это социально-значимая деятельность. Почему-то нужно убеждать в этом Минфин и остальных. Ведь когда музей продаёт входные билеты, его же не рассматривают как коммерческое предприятие… У меня иногда складывается впечатление, что налоги, которые собираются с нашей отрасли, гораздо меньше, чем фонд зарплаты, который потребляет налоговая инспекция, проверяя эти налоги. Это экономический абсурд!
Андрей РУМЯНЦЕВ, поэт, автор книги «Валентин Распутин» из серии «ЖЗЛ»:
– Значение этой выставки просто огромно: вы посмотрите, сколько здесь народу, сколько читателей! Я думаю, что ещё не все читатели Москвы сумели сюда добраться – ведь она работала в те дни, когда большинство занято на своей службе. Тем не менее очень много школьников и людей, умудрённых опытом. Почти везде, у стендов всех издательств – очереди за книгами. Книгу о Распутине я подписал примерно двум десяткам читателей, а ведь издательств огромное количество: книг-то очень много. Представьте себе, если каждую книгу хотя бы 20 человек купят здесь за один день – это же какой интерес огромный!
Умаросман ГАДЖИЕВ, директор Издательского дома «Дагестан»:
– Для начала скажу: великолепно, что такая выставка есть. Хочу отметить в первую очередь огромный интерес москвичей к книге – это, несомненно, положительный момент. Это означает, что люди не перестают быть интеллектуалами, не перестают себя воспитывать через книгу, что отрадно. Участие нашего издательства в данном мероприятии – возможность, во-первых, посмотреть, чем жив книжный мир, чем заняты наши коллеги, которые имеют гораздо большие возможности. И, во-вторых, конечно, показать нашу продукцию. Выдержать некий экзамен на соответствие определённому уровню, статусу. И мы с большим удовольствием этой возможностью воспользовались. То количество людей, которые пришли на наш стенд, посмотрели нашу продукцию и купили её, говорит о том, что мы идём в правильном направлении. Восьмого числа у нас была большая презентация, посвящённая дню рождения Расула Гамзатова в «Литературной гостиной». Мы там говорили о Расуле – о человеке, который прославил Дагестан, прославил Кавказ. Оставил богатое наследие – литературное и человеческое. Дагестан – республика, щедрая на поэтов. И поэтому наше участие в ярмарке является обязательным условием для нас. И мы намерены участвовать и в других книжных выставках в Москве, ранее мы были на «Нон-фикшен», наше издательство также участвовало в выставке на Красной площади. Процесс взаимообогащения, обмена мнениями, книгами бесценен. Кроме того, это великолепная площадка для общения с людьми. Пользуясь случаем, благодарю «Литературную газету» за организацию такой важной площадки, за встречи с интересными людьми.
Ольга Елисеева, писатель:
– Мероприятие прекрасное, и по разговорам с читателями я поняла, что здесь собирается интеллигентная публика, разбирающаяся и в литературе, и в драматургии, и так далее. Поэтому очень важно такого рода мероприятия проводить. В этом году на ярмарке больше народу, чем я видела в предшествующие два-три года. Это некая общая тенденция, которую мы ещё не очень хорошо распознали, но если учесть, что у нас сейчас на первых строках по продажам классика, то картина складывается не такая уж безнадёжная. А то, что столько людей рвётся на ярмарку, – это здорово, очень здорово.
Кира Сапгир, писатель:
– Здесь каждый писатель рассчитывает на то, что к нему будет привлечено внимание, и поэтому, как и на любой ярмарке, каждый нахваливает свой товар. Покупатель радуется товару, и продавец продаёт с удовольствием. Где ещё людей посмотреть и себя показать?