Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 декабря 2020 г.
  4. № 50 (6765) (16.12.2020)
Искусство

Зеркало творчества

«Силовые линии» в Екатеринбурге

16 декабря 2020

Персональная выставка народного художника России, ректора Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств Анатолия Любавина открылась в Екатеринбурге. Экспозиция под названием «Силовые линии» вошла в программу IV Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УралGrapho».

Свои работы – двадцать три графических листа в технике шелкографии на тему «Художник и модель» и серии офортов о сельской жизни – представил на открытии выставки в Доме художника сам автор:

– Не я первый беру тему взаимоотношений художника и модели в искусстве, она из глубин истории вырастает. Ею занимался и Дега, и Матисс, и Пикассо. Я тоже решил попробовать эту тему развить через свои представления о ней. С помощью пространства, соотношений белого и чёрного, пластики тела я хотел бы передать отношение к проблеме творчества.

Эстампы, исполненные в технике офорта, с бытовыми сюжетами художник начал создавать двадцать лет назад, они уже показывались широкому зрителю на разных выставочных пространствах страны. Интерес к невербальному изображению отношений творца и музы – целой серии работ – возник у него совсем недавно. Это новые произведения, придуманные и воплощённые в станковой графике за последние три года. Вариации на эту тему рождаются у художника во время командировок в самых неожиданных и малопригодных для творчества местах – в аэропортах, на вокзалах, в поездах. Сначала художник делает зарисовку пришедшего образа в свой блокнот, а уже потом вновь возвращается к нему и использует для создания более крупного самостоятельного произведения. Так современный темп жизни влияет на новое прочтение вечной темы. Расставание и расстояние пробуждают обострённое чувство действительности.

«ЛГ» побеседовала с Анатолием Любавиным о представленных на выставку произведениях и о том, что он думает о молодом художнике на современном этапе существования изобразительного искусства.

– В вашей графике есть «силовые линии»? Обнажённые женские тела, скрытая грация, эротизм... Может быть, название пришло, потому что мы на Урале, где живут «суровые люди», так сказать, отсылка к местному ментальному колориту?

– Мне очень понравилось, как ваши искусствоведы назвали выставку – «Силовые линии». Игры с содержанием, понятийным аппаратом тут, наверное, нет. Зато присутствует отсылка к знанию силовых линий, за организацией которых в листе скрывается графическое пространство, соотношение вертикали и горизонтали, играющих большую роль в формировании изображения. Что стоит за этими составными элементами? Как их соединить? Неотъемлемая часть искусства – случайность, энергия заблуждения. Очень важно художнику не бояться ошибиться – не сделав плохо, ты никогда не сделаешь хорошо.

– И при этом в ваших работах условность изображения не уводит зрителя в трансцендентальный, иррациональный мир. Материальный мир для вас тоже важен?

– Конечно, сюжеты придуманы, а вещественное наполнение пространства в них настоящее, узнаваемое. Например, мотив зеркала, присутствующий в некоторых работах, имеет конкретное, реальное происхождение, такое же зеркало есть в моей мастерской. Но вместе с тем вся серия работ делалась не в мастерской, а в дороге. Восьмичасовой перелёт из Москвы в Пекин пролетает незаметно. Однажды я так увлёкся зарисовкой, пришедшим сюжетом, находясь в зале вылетов самолётов, что даже пропустил посадку на свой рейс.

– Я заметил, что вы часто используете образ сосуда, буквально в каждом рисунке. Что он значит для вас?

– Совершенно верно, определённый символ. Есть такое выражение: сколько в сосуд вошло, столько же из него должно и выйти.

– Относится ли это к студентам художественных учебных заведений, к современному образовательному процессу?

– Вот именно. Я говорю студентам и выпускникам: «Вы сейчас выйдете из стен института, у вас не будет ни мастерской, ни денег, ни квартиры. Вам будет всё мешать, будут все условия для того, чтобы вы ничего не делали. Запомните простую мысль: художнику ничего не должно мешать». Я привожу им в пример фронтовых художников, у которых мне довелось учиться, – Ореста Георгиевича Верейского, Павла Ивановича Басманова, которые, сидя в окопе под пулями, мысленно рисовали на коленке.

– Является ли творчество наших выдающихся предшественников-классиков примером? Всё чаще приходится сталкиваться с нигилизмом и каким-то даже неуважением к своим корням, традициям.

– Им всё равно приходится вкалывать. Все годы учебы в институте они впитывают ремесло. А потом они уже сами выберут, куда им пойти, в сторону какого направления в искусстве развиваться. Главное – то, что художник должен быть всесторонне образован, поэтому наши студенты изучают историю искусств, философию, кино, литературу. Сейчас наступает эпоха умного художника.

Тэги: Антон Айнутдинов
Обсудить в группе Telegram

Антон Айнутдинов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS