109 лет назад (1901) в Москве на Тверской улице состоялось открытие «Магазина Г.Г. Елисеева и погреба русских и иностранных вин». А началось всё с того, что однажды зимой Пётр Елисеев, крепостной садовник графа Шереметева, вырастил клубнику, которой угостил графа и его гостей. Граф от избытка чувств дал Петру вольную и способствовал организации небольшой лавки по торговле вином. И уже сыновья бывшего садовника Елисеева стали богачами. А уж внук Григорий Григорьевич Елисеев придал делу особый размах. Среди многочисленных торговых заведений им был открыт и магазин в Москве на Тверской улице. Дом, в котором обосновался магазин, был куплен у Зинаиды Волконской. Три года здание реконструировали.
До революции в «Елисеевский» приезжали в экипажах. Встречал и провожал покупателей швейцар в ливрее – он выносил за дамами и кавалерами пакеты с покупками. Магазин и в советское время считался лучшим, там отоваривалась советская элита, правда, через чёрный ход. Даже грандиозный скандал с расстрелом директора не изменил его планиду. Сегодня «Елисеевский» является акционерным обществом. И достопримечательностью столицы. Есть бренды, против которых не попрёшь.
215 лет назад (1795) порт Хаджибей по велению императрицы Екатерины II был переименован в Одессу. Во время Русско-турецкой войны в сентябре 1789 года крепость Хаджибей была взята русским отрядом под командованием генерала Осипа Михайловича Дерибаса. Началась новая жизнь, и скоро город превратился в крупнейший внешнеторговый центр юга России. Население города быстро выросло, и скоро он превратился в четвёртый по величине город Российской империи. «Жемчужина у моря» славилась своим своеобразием, особым языком, особым отношением к жизни. Одесса подарила русской литературе блестящие имена, которые способствовали её развитию.
Историческим промыслом и глупостью политиков Одессу занесло ныне в иностранное государство, которое пытается превратить кипучий и ни на что не похожий город в подобие галицийского захолустья. А это две большие разницы.
293 года назад (1717) по указанию Петра I вышло пособие по воспитанию и обучению светского юношества – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов». Оно состояло из двух частей. Одна включала азбуку, таблицы слогов, цифр и чисел и духовные наставления. Содержание второй составляли правила поведения, отражающие основные принципы русского дворянского общества.
Дворянину прежде всего вменялось учиться иностранным языкам, фехтованию, танцам и верховой езде, послушанию родителям и старшим. Девицам должно было учиться смирению, трудолюбию, молчаливости, также с почтением относиться к родителям. «Юности честное зерцало» призывало не кичиться роскошью и знатностью, а гордиться делами.
Там же приводились правила поведения на государственной службе, за столом, при общении с другими людьми. Весьма разумные.
Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А через два года вышла уже четвёртым изданием и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века. Вряд ли такое случилось бы в наше время. Сию ношу взяли на себя гламурные издания и телепередачи. С соответствующими последствиями.