…И как только народный артист России Василий Лановой закончил чтение знаменитого гоголевского «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ...», как под торжественные звуки оркестра ниспало покрывало и взору зрителей, собравшихся в Манеже, предстала масштабная и столь созвучная словам классика композиция «Россия-Русь».
Организованный Екатеринбургским художественным фондом I Всероссийский конкурс скульптурных и архитектурных произведений «Наше Отечество» проходил при очень солидной поддержке Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Академии наук и Академии архитектуры, Министерства культуры и Министерства обороны. И итоговая выставка неслучайно прошла не на Урале, где родилась сама идея конкурса, а в столице, в знаменитом, самом престижном её зале.
Проходишь по пространству Манежа и как будто слышишь «шаги Истории самой»… А одновременно – и стремительное дыхание дня сегодняшнего. Вот русские святые Пётр и Феврония (скульптор И. Муравьёва), ставшие нынче символом нового праздника семьи, любви и верности, а вот «Памятник войне 1812 года» (авторская группа, состоящая из семи молодых ваятелей и архитекторов), напоминающий нам вовремя: не за горами юбилейная дата, двухсотлетие победы над Наполеоном…
Конечно же, в год 65-летия Великой Победы не была обойдена вниманием и эта тема. Так, особой премией отмечен проектируемый под Москвой «Комплекс художественного оформления Федерального военного мемориального кладбища» (творческий коллектив под руководством С. Горяева).
Немало скульптурных портретов: как классиков, так и современников.
«Как живой!» – шепчут две ценительницы прекрасного, взирающие на вдохновенного виолончелиста Мстислава Ростроповича. Автор бронзового портрета Зураб Церетели участвует в выставке как почётный гость, не претендуя на награды и премии, которые вручаются здесь его молодым коллегам. Как, например, пермяку Юрию Устинову, изваявшему драматический образ своего земляка поэта Алексея Решетова.
Невозможно в кратких заметках обозреть всю экспозицию, охватывающую творческий опыт современных ваятелей и зодчих от Москвы до самых до окраин… В конкурсе участвовало 70 областей и республик, иными словами – 85% от всех регионов страны. Не остались в стороне и соотечественники из Америки, Израиля, Казахстана, Украины. А всего – 380 авторов!
Архитектура заняла на выставке значительно меньшее место. И, признаться, каких-то особых открытий здесь не прозвучало. Однако заслуженно отмечены почётными местами и дипломами Российской академии архитектуры такие проекты, как «Сибирская Валенсия» (авторы – томичи Евдокимовы, отец и сын), ставящие актуальную проблему энергосбережения в условиях Севера и Сибири; или проект «Дом – улица» (авторский коллектив под руководством О. Припутнева), реконструирующий традиционное жилище горцев Северной Осетии–Алании; или «Норильская Голгофа» (архитекторы А. Соболев и И. Соболева).
Итак, парад ваятелей и зодчих закончен, награды победителям розданы, оркестр сыграл туш, и всё? Отнюдь! Замысел настоящего мероприятия и действа преследовал две цели. Во-первых, действительно посмотреть, чем богата в архитектонических искусствах не только Москва, но и провинция. Для этого и собирались работы вначале в столице Урала, а затем, после тщательной работы жюри, в Первопрестольной. Во-вторых, хотелось определиться, насколько монументальная скульптура, малые формы, отдельные здания и архитектурные ансамбли могут влиять на облик наших городов, а тем самым на нравственно-патриотическое воспитание соотечественников. А если это так, то государство должно внимательным образом относиться к этой части нашей культуры и соответственно поддерживать её.
– Задача конкурса, – говорит инициатор и организатор смотра, директор Екатеринбургского художественного фонда художник Сергей Титлинов, – собрать замечательные произведения российских творцов и, представив в качестве контраргумента коммерческой сиюминутности, стимулировать их применение на практике… Конкурс – это колоссальная по масштабам «разведка боем» и социологический опрос одновременно. Результаты смотра в Манеже позволяют говорить не только о состоянии, но и о тенденциях, мотивациях, условиях и возможностях творческого сообщества и властей в системной пропаганде патриотизма и государственности через архитектуру и монументальное искусство… Что делать дальше? Хочется сказать: «Зависит от нас». Но думается, что больше зависит от решений тех, кого в обиходе мы объединяем словом «государство».
, МОСКВА–ЕКАТЕРИНБУРГ