В Большом зале Консерватории в рамках ХХ Международного фестиваля православной музыки состоялся концерт навстречу 90-летию Государственной академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова.
В истории всё вершится личностями, способными, по Л.Н. Гумилёву, «не на усилия, а на сверхусилия». Таковым был выдающийся русский музыкант и общественный деятель Александр Александрович Юрлов – истинный, страстный, яростный подвижник. В тяжёлые богоборческие времена он совершил подвиг не только спасения, но и озвучания во весь голос русской хоровой духовной музыки, уже совсем было затоптанной и забытой. При этом Юрлов был чрезвычайно отзывчив и к народной хоровой песне (увы, жанр в естестве своём теперь уже ископаемый), и – что просто нельзя переоценить – к современной музыке: в 1950–1960 годах он открыл миру хорового Свиридова, создав эталонные образцы исполнения его шедевров. Работа Юрлова со Свиридовым – особая страница в русском искусстве. Всему миру воспел знаменитый «Жавороночек» из «Курских песен». Недаром внезапная смерть Юрлова (сгоревшего, как факел, в борьбе – сердце блокадника не выдержало) настолько глубоко потрясла композитора, что он написал скорбный, буквально рыдающий «Концерт памяти А.А. Юрлова».
Капелла, носящая такое имя, обязана ему соответствовать. И надо сказать, что коллектив, как показал юбилейный концерт, не утратил главного своего качества – народности, то есть широкого движения к слушателю, равно как и ответной слушательской любви (вспомним потрясающие выездные концерты юрловской капеллы былых времён, собиравшие тысячи людей – в буквальном смысле слова хождение в народ!). Как приятно было видеть полный зал, телекамеры, очень многих, спрашивающих у входа в БЗК лишний билетик.
Хоровое искусство бессмертно, об этом во время концерта подумалось не раз. Ведь любовь к согласному сочетанию певческих звуков – явление для человека исходное, впитываемое в буквальном смысле с молоком матери. Велика доброта хорового согласия. И люди тянутся к слаженной многоголосной звучности словно по какому-то светлому генетическому инстинкту. Тем более в России, где протяжное согласное пение до сих пор любимо и востребовано даже на бытовом, «застольном» уровне, несмотря на растущие преграды всяких удручающих суррогатов.
Огромная заслуга дирижёра Геннадия Дмитряка – нынешнего художественного руководителя капеллы – в том, что коллектив находится в рабочей форме, на уровне. Даже просто формально сохранить в наше время большой хор чрезвычайно тяжело, но юрловцы не просто существуют, а творят, священнодействуют…
Показательно, что концерт проходил в рамках Фестиваля православной музыки (православие и хор без сопровождения – органически взаимосвязанные явления). Символично, что создатель и бессменный организатор этого форума Георгий Поляченко зачитал перед началом концерта приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, подчеркнувшего особое значение не только Капеллы имени А.А. Юрлова, но и вообще хоровой музыки в России.
На сцене консерватории предстала своего рода историческая галерея, ретроспектива шедевров жанра: народные песни и петровский кант в обработке А. Ларина, духовные песнопения Березовского, Гречанинова, Рахманинова, конечно же – Свиридов (два хора из «Венка», в которых прекрасно солировал певец театра «Новая опера» Анджей Белецкий). Важно, что традиция капеллы представлять новую музыку проявилась и на юбилейном концерте: прекрасно исполнено было замечательное сочинение Николая Сидельникова «Последний плач гармошки» из цикла «Сокровенные разговоры» – свежая, живая, выразительная, яркая и при этом причудливая музыка! И нельзя не сказать отдельно о Валерии Калистратове. Этого художника можно по праву назвать корифеем жанра благодаря его изумительному, неповторимому чувству хора, чёткому пониманию живой и во многом непостижной материи этого многоголосого «музыкального инструмента». «Степь да степь кругом» в обработке Калистратова, как и многие другие его обработки для хора – произведения, выдающиеся по красоте, естеству и согласию, – в очередной раз заворожили зал.
Прекрасно интерпретировали юрловцы танеевскую кантату «Иоанн Дамаскин» на слова А.К. Толстого! Редко исполняемое выдающееся произведение, поразившее в трактовке Г. Дмитряка глубиной своих настроений. Танеев – подлинно русский Бах, и музыканты достойно донесли до зала это ощущение. А торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского, представленная вместе с Московским симфоническим оркестром и Центральным военным оркестром Министерства обороны в полном её виде, без купюр и изменений, закончила этот концерт подобающе торжественно, блестяще и мощно.