Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

«Жавороночек» в вечном полёте

01 января 2007

ОТЗВУКИ

На сцене юрловцы со товарищиВ Большом зале Консерватории в рамках ХХ Международного фестиваля православной музыки состоялся концерт навстречу 90-летию Государственной академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова.

В истории всё вершится личностями, способными, по Л.Н. Гумилёву, «не на усилия, а на сверхусилия». Таковым был выдающийся русский музыкант и общественный деятель Александр Александрович Юрлов – истинный, страстный, яростный подвижник. В тяжёлые богоборческие времена он совершил подвиг не только спасения, но и озвучания во весь голос русской хоровой духовной музыки, уже совсем было затоптанной и забытой. При этом Юрлов был чрезвычайно отзывчив и к народной хоровой песне (увы, жанр в естестве своём теперь уже ископаемый), и – что просто нельзя переоценить – к современной музыке: в 1950–1960 годах он открыл миру хорового Свиридова, создав эталонные образцы исполнения его шедевров. Работа Юрлова со Свиридовым – особая страница в русском искусстве. Всему миру воспел знаменитый «Жавороночек» из «Курских песен». Недаром внезапная смерть Юрлова (сгоревшего, как факел, в борьбе – сердце блокадника не выдержало) настолько глубоко потрясла композитора, что он написал скорбный, буквально рыдающий «Концерт памяти А.А. Юрлова».

Капелла, носящая такое имя, обязана ему соответствовать. И надо сказать, что коллектив, как показал юбилейный концерт, не утратил главного своего качества – народности, то есть широкого движения к слушателю, равно как и ответной слушательской любви (вспомним потрясающие выездные концерты юрловской капеллы былых времён, собиравшие тысячи людей – в буквальном смысле слова хождение в народ!). Как приятно было видеть полный зал, телекамеры, очень многих, спрашивающих у входа в БЗК лишний билетик.

Хоровое искусство бессмертно, об этом во время концерта подумалось не раз. Ведь любовь к согласному сочетанию певческих звуков – явление для человека исходное, впитываемое в буквальном смысле с молоком матери. Велика доброта хорового согласия. И люди тянутся к слаженной многоголосной звучности словно по какому-то светлому генетическому инстинкту. Тем более в России, где протяжное согласное пение до сих пор любимо и востребовано даже на бытовом, «застольном» уровне, несмотря на растущие преграды всяких удручающих суррогатов.

Огромная заслуга дирижёра Геннадия Дмитряка – нынешнего художественного руководителя капеллы – в том, что коллектив находится в рабочей форме, на уровне. Даже просто формально сохранить в наше время большой хор чрезвычайно тяжело, но юрловцы не просто существуют, а творят, священнодействуют…

Показательно, что концерт проходил в рамках Фестиваля православной музыки (православие и хор без сопровождения – органически взаимосвязанные явления). Символично, что создатель и бессменный организатор этого форума Георгий Поляченко зачитал перед началом концерта приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, подчеркнувшего особое значение не только Капеллы имени А.А. Юрлова, но и вообще хоровой музыки в России.

На сцене консерватории предстала своего рода историческая галерея, ретроспектива шедевров жанра: народные песни и петровский кант в обработке А. Ларина, духовные песнопения Березовского, Гречанинова, Рахманинова, конечно же – Свиридов (два хора из «Венка», в которых прекрасно солировал певец театра «Новая опера» Анджей Белецкий). Важно, что традиция капеллы представлять новую музыку проявилась и на юбилейном концерте: прекрасно исполнено было замечательное сочинение Николая Сидельникова «Последний плач гармошки» из цикла «Сокровенные разговоры» – свежая, живая, выразительная, яркая и при этом причудливая музыка! И нельзя не сказать отдельно о Валерии Калистратове. Этого художника можно по праву назвать корифеем жанра благодаря его изумительному, неповторимому чувству хора, чёткому пониманию живой и во многом непостижной материи этого многоголосого «музыкального инструмента». «Степь да степь кругом» в обработке Калистратова, как и многие другие его обработки для хора – произведения, выдающиеся по красоте, естеству и согласию, – в очередной раз заворожили зал.

Прекрасно интерпретировали юрловцы танеевскую кантату «Иоанн Дамаскин» на слова А.К. Толстого! Редко исполняемое выдающееся произведение, поразившее в трактовке Г. Дмитряка глубиной своих настроений. Танеев – подлинно русский Бах, и музыканты достойно донесли до зала это ощущение. А торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского, представленная вместе с Московским симфоническим оркестром и Центральным военным оркестром Министерства обороны в полном её виде, без купюр и изменений, закончила этот концерт подобающе торжественно, блестяще и мощно.

Алексей ВУЛЬФОВ

Обсудить в группе Telegram

Алексей Вульфов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS