«ЛГ» уже писала, что в конце прошлого года, без лишней помпы и как будто стесняясь содеянного, Госдума приняла закон, который может изменить наше ТВ кардинально. Событие радостное и противоречивое (закон вступает в силу только 1 сентября 2012 года). Мы решили уточнить все детали у председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
: «Меня не убедили, что действие закона следует переносить»
– Елена Борисовна, вы один из авторов Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот во многом революционный для нашего ТВ закон так долго не принимался, что, казалось, это никогда не случится. Но вот в кратчайшие сроки он всё-таки принят и подписан президентом. С чем это связано?
– Обращаю ваше внимание, что не «в кратчайшие сроки». Так могло показаться тем, кто не наблюдал за процессом. На самом деле законопроекту 13 лет. В этой Государственной Думе, как только я возглавила комитет, мы создали рабочую группу, и с осени 2008 года началась очень длительная процедура согласования. Чтобы добиться рассмотрения в первом чтении, понадобился целый год. Между первым и вторым чтением прошёл ещё один, а между вторым и третьим – полгода… «Законодательный долгострой» требует большой содержательной работы, серьёзных консультаций со всеми, кто возражает по личным, политическим соображениям, по содержательной части. Такого рода консультаций было невероятное количество. Материалы, которые включают в себя заседания рабочих групп, промежуточные тексты, таблицы согласований, протоколы разногласий, отзывы, поправки, – всё это составляет 15 томов!..
– В чём прорывной смысл закона?
– Он громадный. Я не ошибусь, если скажу, что 90% наших граждан возмущены информационной средой, в которой мы живём. Закон позволяет сделать эту среду благоприятной. Чтобы не было в ней такого количества нецензурной брани, насилия, порнографии, да и просто неприличных сцен. После того как закон будет введён и начнёт применяться, мы обнаружим, что эта среда изменилась, она стала позитивной, информация безопасна для детей, – можно спокойно допустить ребёнка не только к телевизору, но даже к Интернету. Хотя Интернет – самый сложный носитель информации, в его пространстве защитить детей сложнее всего. Но и в связи с Интернетом в законе есть хороший задел.
– Судя по количеству томов согласований, о которых вы говорите, компромиссы всё-таки потребовались. В чём они, какие недостатки закона вы могли бы отметить?
– Во-первых, мне, конечно, очень жаль, что его отложили на 1 сентября 2012 года. Это компромисс, эту поправку предложило правительство. Я не смогла настоять на дате – 1 сентября этого года. Меня не убедили, что действие закона следует переносить на полтора года. Меняются депутаты, предстоят президентские выборы, и я не исключаю, что в новой Думе (неизвестно, какой там будет состав) попробуют этот закон ещё на какое-то время отложить. Такие прецеденты уже были.
– А какова была мотивация, ведь отсрочку должны были как-то объяснить?
– Якобы нужна большая работа по подготовке к введению закона в действие. Но какая «большая работа»? Мы ведь устраивали встречу в Общественной палате с представителями медиасообщества, где услышали их озабоченности. На складах скопилось много изданий, видеодисков, промаркировать которые в соответствии с требованиями закона очень дорого. И мы пошли навстречу, согласились, что продукция, которая до момента принятия закона находилась на складах, может распространяться без классификации, указывающей на ограничения по возрасту. Ещё был вопрос перед вторым чтением (на этом настаивало правительство), что интеренет-сообщество не успеет промаркировать одномоментно «миллионы сайтов». Мы и на это согласились, посмотрели опыт Великобритании, отвели на процесс подготовки целый год… Но самое слабое место закона содержится в семи отсылочных пунктах к подзаконным актам правительства. Это уступка. Правительство настаивало, и без этого компромисса закон вообще не имел бы шансов. Именно правительство будет теперь определять, как должен выглядеть значок возрастной квалификации «6+», «12+», его размер, цвет, принцип и пропорции размещения. Как юрист с большим опытом я считаю: чем меньше отсылок на подзаконные акты, тем лучше. Самое интересное: когда возникла угроза отложить принятие закона, мы отправили запрос в Минсвязи – успеют ли они принять необходимые подзаконные акты до 1 сентября этого года? Нам ответили на официальное письмо, что успеют.
– Кто же сопротивляется процессу общественного контроля над телевидением?
– Наш закон (и в этом его новизна) не построен по принципу контроля каких-то структур, он основан на самоорганизации, самоконтроле тех, кто распространяет информацию. Многое зависит и от родителей: прочитал телепрограмму, увидел передачу, нежелательную детям, и, естественно, проследил за своим ребёнком. Этот закон – подсказка родителям. При помощи профессионалов, какими являются создатели и распространители информации, родители сами будут оценивать, есть ли опасность для их детей. Закон предлагает принципы самоконтроля, солидарности издателей, производителей, вещателей – с родителями… Кто сопротивляется? Закон вводит терминологию, что такое информация порнографического характера, и те, кто делает бизнес на этом в Интернете, в рекламе, конечно, не заинтересованы в принятии закона. Закон формулирует, что такое сцены насилия, побуждение к потреблению алкоголя, наркотиков, и те, кто делает на этом деньги, конечно, не заинтересованы в подобной законодательной регламентации.
– Принятый закон во многом ограничивает ТВ, в частности определяет жёсткие временные рамки для информации, опасной детям. Представители телевидения сопротивлялись этому решению?
– Действительно, серьёзные ограничения определены с 4 утра до 11 вечера, а информация порнографического характера, нецензурная брань вообще будут отсутствовать в открытом доступе… Мы встречались с медиасообществом, и они приняли это. Приняли. Некоторые крупные телевещатели прямо сказали, что на самом деле особых проблем в нововведениях нет, они уже учитывают в своей программной политике необходимость защищать детей от неблагоприятной информации… И потом весь цивилизованный мир идёт по этому пути. Я председатель профильного комитета, у меня внуки маленькие, и я сравниваю, как это происходит в других странах… Скоро и в России мы увидим, что многое изменится.
Недоумевая, почему правительство с такой энергией беспокоится о судьбе частных производителей теле-, видео- и печатной продукции, мы обратились за комментарием к первому заместителю председателя названного ранее комитета, матери четверых детей. Ведь именно она стала автором поправки, в соответствии с которой закон «вступает в силу 1 сентября 2012 года».
: «Мы согласились с правительством»
– Мы согласились с правительством, что переходный период нужно увеличить до 2012 года, чтобы все участники процесса могли подготовиться. Это сделано, чтобы никого не ставить в очень сложные условия. Поправка не влияет на качество закона, не ухудшает его, мы получаем возможность его правоприменения. Если бы не эта поправка, мы бы процесс принятия затянули до конца созыва. Для меня было очень важно, чтобы этот закон вступил в силу и чтобы он наконец заработал. Все эти нормы уже сейчас начнут вводиться производителями.
– Наталья Николаевна, а вы как депутат, как мама, как разработчик этого закона видели по ДТВ такую прекрасную программу «Спокойной ночи, мужики»?
– Честно говоря, я не смотрю телевизор вообще…
– Мы вам очень рекомендуем посмотреть.
– Мне уже говорили про эту программу.
– Ну, вот видите, закона нет, а программа существует.
– Закон есть.
– Хорошо, закон есть, он вступит в силу в 2012 году.
– Он вступил в силу и работает, но нарушителей можно будет привлечь с 1 сентября 2012 года.
– Тогда просьба к вам, депутату Государственной Думы от «Единой России», всё-таки посмотреть эту программу и своими методами как-то воздействовать…
– Я сделаю депутатский запрос, не волнуйтесь, спасибо, что подсказали.
Можно было бы, конечно, расширить список программ, рекомендуемых депутатам к просмотру для их последующего запрета, но стоит ли подвергать опасности их психическое здоровье?
Отдел «Телеведение»