Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июля 2019 г.
  4. № 30 (6699) (24.07.2019)
Литература

Желание рассказать. Нарративно

24 июля 2019

Вилен Иванов. «Три возраста: социолитературный нарратив». – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019.


Новая книга Вилена Иванова приурочена к юбилейной дате. Три возраста – это понятно, а вот словосочетание «социолитературный нарратив» поначалу озадачило.

Но есть же словарь! Там значится: «Понятие «нарратив» появилось в философии в эпоху постмодерна и с научной точки зрения означает исторически и культурно обоснованную интерпретацию некоторого аспекта мира. Впервые этот термин был употреблён в 1968 году в книге болгарского философа Цветана Тодорова «Грамматика Декамерона». В ней теоретик ввёл понятие нарратологии как «науки о рассказе». Словами американского философа Артура Данто, нарратив – это «объясняющий рассказ» – субъективное повествование о событии с включением эмоций и оценок рассказчика. Как всё непросто! Впрочем, и Вилен Николаевич Иванов – личность уникальная.

В аннотации к его новой книге сказано, что «известный социолог и литератор повествует «о времени и о себе». Рассказать о времени – это значит рассказать о людях, его сотворивших, о себе – как об одном из них.

Прозаическую часть книги, посвящённую профессиональной деятельности автора, дополняют «раздумья юбиляра», раскрывающие в поэтической форме его ценностные ориентации и житейские предпочтения, его взгляды на вечные проблемы человеческого бытия, его видение прошлого и настоящего».

Вилен Николаевич Иванов живёт долго и в активном служении Отечеству. 85 лет – это, как теперь говорят, круто, или, как говорили раньше (всегда), – это серьёзно! Солидная дата, нет сомнения. Но сам по себе возраст – обычные цифры. А в сочетании с многолетней активной научной и творческой деятельностью – замечательный, достойный уважения и зависти юбилей, который нельзя не заметить и соответствующим образом не отреагировать.

Как пишет сам юбиляр:


Поставил цель – хочу признаться –

К грядущей дате труд издать,

О совершённом отчитаться

И о коллегах рассказать.


Опыт юбилейных повествований у Вилена Иванова имеется, причём весьма солидный. Он выпустил книги: «Откровения», «Юбилеи. Заметки социолога», «Люди и годы. Записки социолога». Однако тему нельзя считать исчерпанной.

«Юбилей – это в первую очередь воспоминания о прошлом, о делах «давно минувших дней». И это их осмысление и оценка с позиций ещё более «повзрослевшего» человека. Но, чтобы придать воспоминаниям какую-то стройность и логическую последовательность, я решил придерживаться возрастной хронологии».

В новой книге В. Иванов выделил главы: Первый возраст (1934–1974). Второй возраст (1974–2004). Третий возраст (2004–2019). Подобная градация почти совпадает с представлениями автора о молодости, зрелых годах и «третьем возрасте».

Воспоминания. Их много, и все они разные по характеру. Одни могут согревать душу, другие вызывают тревогу и огорчения. У А.С. Пушкина есть такие строчки:


Того змея воспоминаний,

Того раскаянье грызёт.


В. Иванов пишет, что от змеи воспоминаний раскаяние за совершённое случайно или по своему «неразумному» умыслу, от чего уже нельзя, хотя и хотелось бы отказаться, в жизни любого человека, конечно же, есть. На его собственном земном пути таких эпизодов, по мнению автора, совсем немного. Писать о них или не писать? А вдруг они будут не интересны читателю или, совсем напротив, именно они и будут в первую очередь интересны как нечто поучительное? Но это читатель увидит только по прочтении.

Без сомнения, в первую очередь запоминается (и вспоминается) то, что случалось в жизни в первый раз. И речь идёт не только о первой любви, о которой все всегда помнят, но и о многом другом. Я вспоминаю, пишет В. Иванов, своё первое выученное наизусть во 2-м классе сельской уральской начальной школы в эвакуации в годы Великой Отечественной войны стихотворение (первые три части поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»), первое опубликованное в стенной газете стихотворение, посвящённое В. Маяковскому, получение первого офицерского звания – «лейтенант» (1954), своё первое социологическое исследование, проведённое на космодроме Байконур (1964), свою первую статью в сборнике научных работ, изданном в МГУ им. М.В. Ломоносова (1966), своих первых студентов (школа-студия при МХАТ, 1965–1970), защиту кандидатской (1968) и докторской (1974) диссертаций, свой первый поэтический сборник (2001)… О каждом подобном событии можно было бы написать подробно, но на подобное «расточительство» автор всё-таки не решился.

«Меня не оставляет желание как можно полнее рассказать о своих сверстниках, о людях, с которыми мне довелось работать, дружить, спорить и т. д. Тем более что некоторые из них уже ушли. Они, мои сверстники и сослуживцы, не гнались за славою и богатством. Они трудились и служили во имя Отечества, они были детьми своего социалистического времени. Они и есть мои, как говорили в старину, dramatis personae – действующие лица моего повествования».

Поэт Андрей Дементьев когда-то написал:


Не важно, кто старше из нас,

Кто – моложе.

Важней, что мы сверстники

Трудных времён.

И позже История всё подытожит...

Россия слагалась из наших имён.


Из имён друзей и коллег Вилена Иванова – а это не просто слова, а факты – и в самом деле слагалась мощь и Советской армии, и советской науки, и советского государства.

Воспоминания по большому счёту – это часть исторического знания, значение которого трудно переоценить. Идущие вослед должны знать правду о нашем времени, о людях, его созидавших, пишет В. Иванов в предисловии к своей книге. Уместно вспомнить нашего литературного классика Даниила Гранина, высказавшего озабоченность в связи с тем, что нередко заметно «чувство растерянности среди новых поколений, никто не знает о нашей прошлой жизни, о наших героях, кумирах, обычаях, а то, что знают, большей частью искажено, переврано, скудные остатки, мало нужное старьё».

Исправить эту ситуацию ещё не поздно и вполне в нашей власти.

Вилен Иванов не лукавит, когда говорит, что ему интересны не только его ровесники, но и люди молодого возраста. Им предстоит идти дальше, вершить судьбу своей страны. «В своих книгах я пытаюсь им рассказать о наших деяниях, передать им свой опыт и знания. Одновременно я учусь у них и даже иногда восхищаюсь ими, а иногда и сочувствую. На их долю выпало жить в жестокое время возрождения капитализма в его довольно примитивных формах. Устоять. Не поддаться чуждым русской ментальности ценностям и жизненным установкам, научиться активно противостоять манипуляторству и ментальному насилию – я им искренне желаю. В основе развития общества лежит преемственность поколений, и эта мысль убеждает меня в необходимости продолжать однажды начатое дело в различных его ипостасях».

Важно отметить и тот факт, что Вилен Иванов – поэт. Он автор нескольких поэтических сборников. И именно стихотворный раздел «Раздумья юбиляра» завершает повествование. Этот вполне лирический раздел дополняет уже высказанные в предыдущих разделах книги идеи, придаёт им некую эмоциональную окраску. В своё время один из крупнейших писателей XX века Х.Л. Борхес определял лирику как «услужливый гимн во славу любовных удач и неудач». Но это лирика другая. Её отличает гражданская (социологическая) направленность. В. Иванов не исключает, что такая лирика сделает книгу более привлекательной для читателя, особенно для молодого, поможет что-то лучше понять и воспринять. «Мне очень хотелось, чтобы моя «социологическая лирика» была не только моей по сути, но чтобы в ней нашли своё отражение мысли и чувства моих сверстников, коллег, сослуживцев, чтобы читатель ощутил атмосферу того времени, о котором я написал».

В своём литературном творчестве Вилен Иванов пытался доказать, что в поэзии в полной мере могут получить отражение наблюдения и выводы, полученные социологами в ходе проводимых ими исследований. Так появился термин «социологическая лирика», пишет автор, и так была названа одна из первых его поэтических книг.

Вилен Иванов говорит: «Простота и краткость. Я готов написать это изречение в качестве эпиграфа к своим стихам, вошедшим в поэтические сборники: «Мысли вслух» (2011), «Четвертушки» (2014), «Рефлексия» (2018), и к своему «Раздумью юбиляра». Именно в этом ключе «случались» (А. Вознесенский) мои написанные в разные годы стихи. Работая над книгой «От 70 до 100 и далее...», я беседовал с многими попавшими в этот возрастной диапазон людьми, и у меня сложились вполне определённые представления об их настроениях и чаяниях. Надеюсь, что в какой-то мере в своих «раздумьях юбиляра» мне удалось их отразить. В какой – судить читателю из «третьего возраста».

Раздел, посвящённый «третьему возрасту», получился наиболее объёмным и детализированным. Во-первых, это самые «близкие по времени» годы жизни и творчества юбиляра. Во-вторых, о предыдущих годах он уже писал в своих книгах, а здесь – новые мысли и эмоции.

«Что-то из написанного в разных разделах книги может вызвать несогласие и возражения, но это обычная история. К тому же ожидаемая критика может оказаться полезной. Такое тоже бывает. В процессе работы над рукописью я стремился не уходить далеко от уже написанного, периодически ссылаясь на уже изданные книги с тем, чтобы заинтересовавшемуся каким-либо сюжетом или эпизодом читателю можно было получить при желании более полную информацию».

И Вилену Николаевичу Иванову это удалось!

Марина Замотина



17-Ролан Барт.jpgНемного теории

Ролан Барт (ещё один осново­положник нарративной философии) в своём эссе, написанном в 1969 году, считает, что нарратив – это способ бытия «сообщающего» текста.

Его особенность в том, что «повествование разворачивается не ради прямого воздействия на действительность, а ради самого рассказа». Основное внимание рассказчика и слушателя уделяется не исходному смыслу какого-либо события, а способу его трактовки. Если отбросить сложную философскую терминологию, то можно сказать так: нарратив – это произвольное изложение нескольких взаимосвязанных между собою событий на основе представлений о мире конкретного человека (повествование).

Одна и та же история рассказывается людьми с разными взглядами по-разному. Это главная отличительная особенность нарратива.



17-фото-Иванова-В.Н.-768x814.jpgНемного об авторе

Вилен Иванов – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук (РАН) (30.05.1997), советник РАН (с октября 2005), член бюро отделения общественных наук РАН, вице-президент Российской академии социальных наук, главный редактор журнала «Наука. Культура. Общество», член Президиума Российской социологической ассоциации, почётный член Российского общества социологов, действительный член Академии социальных наук Белоруссии, вице-президент Международной академии Союзного государства Россия–Беларусь, член Союза писателей России, действительный член Академии литературы (с 2006 г.), Почётный доктор Института социологии РАН.

А ещё он уже несколько лет возглавляет Совет по публицистике, науке, культуре и образованию Московской городской организации СП России. Ежемесячно Совет проводит в ЦДЛ встречи, где собираются не только коллеги и друзья В. Иванова, члены Совета, но и приходит много молодёжи.


Тэги: Московский литератор Вилен Иванов
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Красные кони

    17.11.2021
  • За смелость многое прощается

    27.07.2021
  • Академическая социология и ироническая поэзия

    22.06.2021
  • Проба пера – начало пути

    30.03.2021
  • Чтобы не мёрзла лира

    23.02.2021
  • «Ох уж эта клятая война…»

    37 голосов
  • В стихах свободное паренье

    25 голосов
  • Красные кони

    24 голосов
  • Слово на ладони

    18 голосов
  • Где брать пищу для ума?

    16 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS