Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Железный занавес для хромых лошадей

01 января 2007

ОЖОГ

Мы не заметили, как превратились в рабов наслаждений. Наслаждений любых – как изысканных, так и самых что ни на есть примитивных. Отринув Моральный кодекс строителя коммунизма, мы отринули вместе с ним мораль вообще и оказались на беспутье. И неумолимо становимся жертвами собственного дикарского потребительского гедонизма.

Так и будем гасить разум в сивухе и предаваться идиотскому гламуру? Так и будем покорным объектом массированной декультурации? Так и будем гореть в найтклабовских гееннах, а потом по себе же и траур устраивать? Так и будем, к удовольствию хамов и барыг, разваливать систему традиционных запретов и дозволений, наших нравственных гостов и снипов?

Случившееся в Перми – не повод для вольного морализаторства, риторического вопрошания, исторических аллюзий. И всё же. В конце XVIII века во Франции ещё при последнем Людовике от устроителей театральных зрелищ стали требовать обязательной установки железного занавеса в театре. Именно железного – без всяких кавычек. В театрах слишком часто случались пожары, во множестве гибли люди, а огонь, как правило, распространялся из-за кулис и со сцены.

К тому времени во многих европейских странах уже были законодательно введены детальные нормы и предписания, регулировавшие практику градостроения, застройку поселений. Многое делалось и с целью предотвращения пожаров. С буржуазной демократией стало сложнее: для неё на первом месте всегда были деньги, люди – на втором. Тем более во время первоначального накопления капитала и дележа собственности. Но там, где государство оставалось сильным и наследовало историческому гуманизму нации, всё обстояло относительно благополучно.

Россия горела и при царях, и при коммунистах, а в старину и массовые самосожжения устраивала, но всё же не гибла на пожарах и в катастрофах с таким самозабвением и беспечностью, как это происходит нынче. А при Советах проектировщики в своей деятельности опирались на строительные нормы и правила, которые имели силу закона и разрабатывались научно-исследовательскими институтами. И эти институты, что характерно, специализировались по определённым типам зданий и сооружений. Были даже НИИ зрелищных учреждений. Чем они занимались? Да многим: появлялись новые строительные практики и технологии, конструкции, материалы, новые виды противопожарной защиты. Всё это анализировалось и воплощалось в проектах.

Был, конечно же, и один существенный минус – это были типовые проекты, все на одно лицо – как пирожки с капустой. Но с другой стороны, в них учитывались все факторы риска для людей. Мне возразят – а Саяно-Шушенская ГЭС? Это что? Это чудовищное нагромождение ошибок и нарушение норм эксплуатации – на фоне неукротимого стремления к сверхприбыли, по существу – следствие обвальной приватизации отрасли.

Мало того, был, кажется, и НИИ, в котором разрабатывались противопожарные требования к планировке путей эвакуации, необходимого количества пожарных выходов и т.п. И всё это регламентировалось и отслеживалось в работе надзорными инстанциями. Специалисты говорят, что пожарный надзор исключительно строго и скрупулёзно относился к выбору отделки помещений, практически не допуская пластика – и особенно в местах массового скопления людей, путях эвакуации.

Аналогично обстояло дело и с общепитовскими заведениями, и с перепрофилированием зданий и помещений, проектировавшихся для иного назначения.

Теперь всё диктует денежный мешок. Его требования – либо «сделай мне по моему ндраву», либо «сделай мне дёшево». И на какие только ухищрения не идут архитектор, конструктор и строитель, чтобы угодить.

И когда разного рода бытовые пристройки перепрофилируют в развлекательные заведения (зачастую с массой нарушений), собственник вступает в коррупционный альянс с надзорным органом. А чего вы хотите от человека в капитанских погонах или в чиновничьем кресле? Он же не дурак, чтобы верить лицемерию больших начальников, ухвативших для себя самые жирные куски и толкующих о нравственности, справедливости и европейском идеале чиновника.

И министры лукавят, утверждая, что упразднение госконтроля и строительных регламентаций, случившееся в последние годы, связано с необходимостью снижения давления на малый бизнес. Прав тот, кто утверждает: это было связано с беспрецедентным лоббированием либерализации строительной практики со стороны олигархата и крупного бизнеса. В упоении своим могуществом собственник и совершил недавнюю «революцию» в строительстве. И здесь мы имеем дело с тем же безудержным гедонизмом, в который нас втянула новая мораль безудержного потребления.

Так что же делать? Да ставить железный занавес между бизнесом и государством, иначе толку не будет.
Искренне соболезную семьям погибших и всем пострадавшим.

Геннадий СТАРОСТЕНКО

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Старостенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS