Робототехника занимается разработкой автоматизированных технических систем и требует серьёзных знаний в области электроники, механики, программного обеспечения и многих других дисциплин. В нашей стране немного людей, которые бы в совершенстве владели техникой создания машин с искусственным интеллектом.
Впервые слово «робототехника» было использовано в печати Айзеком Азимовым в научно-фантастическом рассказе «Лжец» (1941 год). Слово «робот» происходит от чешского слова «robota», означающего «крепостной труд». Однако интерес к идеям, схожим с робототехникой, наблюдался ещё до введения этого термина, в VIII–VII веках до н.э. В «Илиаде» бог Гефест сделал из золота говорящих служанок.
До перестройки более 20 мини-стерств нашей страны освоили производство промышленных роботов. Но модели дублировались. 1992 год всё поменял – роботы пошли на металлолом. А ведь советскими учёными были созданы уникальные изделия, скажем, робот для лазерной резки металлов.
Чтобы научная и изобретательская мысль в России пульсировала, необходимо не только просвещение общественности и чиновничества, но и повсеместное обучение азам робототехники, начиная со средних учебных заведений. Можно только приветствовать инициативу ряда школ и лицеев, которые к такому обучению приступили.
В стенах Московского политехнического музея, в специальной лаборатории, ребята тоже делают роботов. Небольшая комнатка, где всё заставлено, на первый взгляд, ненужными железками. Если приглядеться – это роботы. Многое сделано из подручного материала.
Валерий Эдуардович Карпов, ведущий научный сотрудник, вице-президент Российской ассоциации искусственного интеллекта, говорит: «Раньше здесь занималось много народу. Сейчас это ни к чему. Официально никакого кружка не существует. Взрослые работают с детьми на чистом энтузиазме. И денег за это никто не получает. Мы бы и рады обучать детей, но кто в наше сложное время станет заниматься делом, которое не кормит?..»
Частично этой лаборатории помогают. Но детали, болтики и прочие составляющие приходится покупать на собственные деньги. Валерий Эдуардович сетует, что в Москве не осталось бесплатных технических кружков для детей. Да и делать роботов нигде, кроме как здесь, не научат. Старшее поколение стареет, а перенять опыт некому. Робототехника в России не на том уровне, как, допустим, в Европе. Об этом можно судить по выставкам и мероприятиям, посвящённым робототехнике. Самыми крупными считаются соревнования «Евробот». Представителей от России мало. (А ведь мы были страной, которая по объёму производства промышленных роботов в 1980 г. обогнала США и Японию!) А теперь без специальной поддержки сложно участвовать в таких мероприятиях. Но дети выступают достойно.
Дима Харитонов (10 лет), Вова Филатов (14 лет) и Валера Карпов (13 лет) решили проблему уборки мусора. Они придумали специальных роботов, которые с помощью сенсоров распознают предметы и могут их собирать. Один из них – робот «Плут-3». У него очень необычное управление – с помощью лангеты с датчиками и проводами, надеваемой на руку. А вот «Робот-скорпион – 2» умеет ходить. В 2008 году на «Евроботе» мальчики произвели фурор. К ним выстраивалась очередь из журналистов. Диплом и медаль за лучшую научную работу в выставке-конкурсе «Робот будущего» ребята получили, участвуя в научной конференции «Шаг в будущее, Москва».
Все экспонаты после очередной выставки остаются в Политехничес-ком музее. Здесь даже робот-экскурсовод есть. Раньше он двигался и говорил. Сейчас разобран. Он ждёт не дождётся, когда его немного модернизируют. Валерий Эдуардович считает, что настоящий интерес у ребёнка появляется, когда он «сделал эту неказистую железяку, и она поехала».
Не факт, что, когда юные умельцы подрастут, они посвятят себя робототехнике. Станут ли такие специалисты востребованными в будущем? Жаль, что потенциал есть, а развивать его некому. И заполнят нашу жизнь китайские игрушки-роботы. Или европейцы реализуют то, что у наших соотечественников существует только на бумаге в качестве чертежей.
Остаётся только надеяться, что промышленность в нашей стране будет восстановлена и робототехника продолжит развитие. Тогда Россия вернётся в Международную робототехническую федерацию (где мы находились до 1992 года), и наши учёные вновь получат долгожданное признание во всём мире.