В самом конце позапрошлого века неугомонному предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову пришла идея строить особняки на продажу. Подчеркнём: не под конкретного заказчика работать, а сооружать городские усадьбы с такой эстетически продуманной жилой средой, где самые утилитарные вещи поднялись бы до уровня искусства.
С этой целью Мамонтовым было даже создано Северное домостроительное общество, а для первых построек выбран стиль модерн – как наиболее тогда привлекательный для богатой публики, уже повидавшей новомодные постройки архитекторов Франции и Бельгии.
Появление среди ближайших сотрудников Саввы Ивановича молодого зодчего Льва Ивановича Кекушева оказалось знаменательным и по-своему закономерным. Его несомненный художественный талант, темперамент, энергия творчества, которыми были наделены уже самые первые кекушевские произведения, несомненно, импонировали Мамонтову. Современники считали Кекушева самым ярким представителем европейского направления и даже ставили порой выше Фёдора Осиповича Шехтеля.
Архитектор уже начал набрасывать проекты будущих особняков. Однако в 1899 году Савва Великолепный внезапно обанкротился и даже подвергся аресту. Тогда мамонтовская мысль была подхвачена Московским торгово-строительным акционерным обществом Якова Рекка. И одним из лучших образцов франко-бельгийского модерна стал особняк Миндовского на Поварской улице.
…Старинная Поварская слобода исчезла в XVIII столетии, значительная часть её дворов перешла к знати, и с той поры Поварская стала одной из самых аристократических частей города. Правда, со второй половины XIX века дворянство постепенно вытеснила крупная буржуазия.
В 1902 году в руки Общества Рекка перешла бывшая усадьба тайного советника Д.Г. Волчкова, располагавшаяся на Поварской между Скатертным и Скарятинским переулками. Владение было разделено на две части и все стоящие там сооружения снесены. А после этого на каждом из двух участков появляется по проекту Л.И. Кекушева пара эффектных особняков.
Сегодня мы хотим рассказать о том из них, который и до сих пор известен как дом Миндовского (Поварская, 44/2).
Случилось так, что покупателя на это крупное и очень дорогое строение искали довольно долго – пять лет. Правда, в городских адресных книгах начала прошлого столетия владельцем его указывается то самое Торгово-строительное акционерное общество, а на открытках того же периода здание прямо помечено как дом Рекка. Видимо, все эти годы особняком пользовался сам Яков Александрович Рекк.
И только в 1909 году здание официально перешло в руки одного из владельцев Товарищества Волжской мануфактуры – богатого купца Ивана Александровича Миндовского. К сожалению, он довольно скоро (1912) скончался, и новыми хозяевами особняка становятся четверо его детей, так и не разделивших, к слову, юридические права собственности. Миндовские жили здесь вплоть до 1917-го, когда в здании разместился госпиталь.
Впоследствии дом отдали под Шведскую миссию, дальше – вплоть до 1970-х годов – здесь находилось посольство Королевства Швеция. И, наконец, с 1972‑го особняк занимает посольство Новой Зеландии.
Благодаря статусу дипломатической миссии и нахождению в ведении ГлавУпДК при МИД России и в советский период, и в дальнейшем бывший дом Миндовского не претерпел сильных изменений и утрат. Вместе с тем в послереволюционные годы особняк ветшал и нуждался в ремонте. Были повреждены многие элементы наружного и внутреннего убранства. Появившиеся новые перегородки исказили внутреннее пространство здания и, соответственно, нарушили авторский замысел.
Фрагментарные ремонтно-реставрационные работы предпринимались здесь ещё в 1999 году. Но комплексная реставрация была начата лишь в 2017-м, чему предшествовало более семи лет исследовательских и проектных работ. Все работы были организованы ГлавУпДК и выполнялись специализированными организациями с участием главного архитектора проекта Б.Г. Могинова.
Конечно же, неотъемлемой частью всего реставрационного комплекса стали восстановительные работы по конструкциям особняка и хозяйственного флигеля, в том числе: вычинка, инъектирование и биоцидная обработка кирпичной кладки стен и фундаментов, торкретирование, усиление сводов Монье и межэтажных перекрытий.
В процессе обследований также выявилось ослабление грунтов и фундамента под главным домом – следствие процессов вымывания, возможно, природного или техногенного характера. Всё это весьма угрожало прочности особняка, и, чтобы избежать негативных последствий, проводилось усиление грунтов и фундамента различными типами буроинъекционных и грунтоцементных свай – более сотни из них было подведено именно под главный дом. Путём замены повреждённых гнилью и грибком элементов была усилена и историческая стропильная система.
Штукатурные поверхности и лепной декор расчистили от позднейших покрасок и повреждений. После этого была выполнена дальнейшая их реставрация, включая докомпоновку и укрепление, а в завершение фасады были дважды заново покрашены.
Много пришлось мастерам потрудиться над оригинальными, но находящимися в чрезвычайно плачевном состоянии металлическими элементами фасадов. Так, пришлось почти полностью восстанавливать конструкцию балкона фасада по Поварской улице (включая его уникальное художественное ограждение). Возник из небытия и утраченный когда-то балкон на северном (дворовом) фасаде.
Реставраторы провели работы по натуральному камню, часто используемому Кекушевым в своих проектах: отшлифовали мраморную арку главного входа, очистили и укрепили облицовку гранитного цоколя.
Особое внимание было уделено столярным заполнениям оконных и дверных блоков, многие из которых сохранились с постройки здания и имели сложные криволинейные формы. Их ювелирная реставрация потребовала вывоза некоторых элементов в специализированные мастерские. Раритетные окна зимнего сада с металлическими рамами также были отреставрированы. При этом нашлись свидетельства использования травления на стекле, но ввиду нехватки информации было принято решение собрать сохранившиеся орнаментированные стёкла лишь в одной створке –как напоминание о вероятном внешнем виде зимнего сада.
На кровле вновь появились металлические дымники над трубами, а над хозяйственным входом – кованый навес. Своё «законное» место на кровле заняла и скульптурная композиция, воссозданная по архивным фотографиям. Позднее фальцевое покрытие кровли было полностью заменено цинк-титановым, над зимним садом воссоздан исторический рисунок кровли в виде диагональной шашки.
Важно отметить, что реставрация проведена комплексно –с учётом приспособления здания для эксплуатации. В историческую ткань максимально деликатно вписаны современные инженерные системы, обеспечивающие комфорт и безопасность.
Реставрационные работы в этом прекраснейшем образце модерна полностью завершились к ноябрю 2019 года.
Обновлённый и буквально помолодевший особняк Миндовского на Поварской – один из самых впечатляющих примеров деятельности ГлавУпДК по сохранению объектов культурного наследия, заслуженно отмеченный премией «Московская реставрация – 2019».
Теперь сюда снова въехало посольство далёкого островного государства – Новой Зеландии.
Денис Слизский, главный архитектор ГлавУпДК:
– Само собой разумеется, наши специалисты не оставили без внимания интерьеры этого замечательного строения. Было «пройдено» буквально каждое помещение – разобраны поздние полы, перегородки, железобетонные перекрытия, подвесные потолки и др. Как итог: восстановлена планировка по состоянию на начало XX века. Обнаруженные ранее скрытые исторические элементы тщательно отреставрированы или даже восстановлены заново. Таков, скажем, витраж с изображением Пана в столовой второго этажа, выходящий на северный фасад и более полувека считавшийся целиком утраченным. Силами опытной команды витражистов он был собран из мельчайших кусочков! Восстановлены колористические решения каждого помещения. Раскрыты от поздних покрасок майоликовые панно плафона столовой, восстановлены колонны из искусственного мрамора, разрезанные поздней перегородкой, проведена реставрация лепнины потолков, осветительных приборов, в том числе встроенных точечных светильников – новшества того времени. Мраморные ступени парадной лестницы и её ограждение из шпиатра с масками львов (изображения льва, напомним, – фирменный знак Кекушева) также предстали в своём первозданном виде, лишившись поздних наслоений. Проведена реставрация камина гостиной, выполненного из оникса. В ряде случаев утраченные элементы воссоздавались либо по сохранившимся фрагментам (четыре барельефа с орлами и полихромной покраской в вестибюле и белокаменный пол и ступени в коридоре с входным тамбуром хозяйственной лестницы и др.), либо по аналогам (потолочный карниз с веерами в углах и бликовкой золотом в том же вестибюле, художественные полы из дуба, настенные бра и т.д.).