Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 мая 2025 г.
Культура

«Жена Марадоны»: история на двоих

Показали первый спектакль по пьесе Максима Замшева

23 мая 2025

13 мая, на церемонии открытия Х международного литературного конкурса-фестиваля «Русский Гофман», которое прошло в Калининградском историко-художественном музее, был показан спектакль «Жена Марадоны» по одноимённой пьесе известного поэта и прозаика, главного редактора «Литературной газеты» Максима Замшева.

Главные роли в камерной истории на двоих исполнили артисты Московского драматического театра «Сфера» Екатерина Ишимцева и Павел Гребенников. В режиссуре Павла Гребенникова публике была представлена «лирическая комедия о том, что в любви далеко не всегда всё просто». Главная интрига – к чему приводит недо-разрыв семейных отношений, когда супруги (муж – прозаик, жена – про филологию) развелись де-юре, но де-факто живут в одной квартире, сохранив тёплые отношения. Правда, бывшая супруга запрещает кормить голубей. Мужской комментарий афористичен: «Кого кормишь – те и гадят!»

Сразу скажу: Замшев – страстный болельщик московского «Спартака», поэтому в «Жене Марадоны» гениальный футболист на сцене не появляется. Марадона – прозвище грузчика-философа из питерской столовой, главного собутыльника в компании вечно безденежного писателя. Он «тот ещё фрукт»: пьёт больше всех, в невменяемом состоянии кусает таксистов, доставивших его домой. Жена Марадоны, Ирина – сотрудница издательства – становится музой главного героя. Только музой – к великой радости главной героини, статус которой скорее «вечная нянька», нежели «в активном поиске».

Режиссёр Гребенников существенно изменил начало пьесы: вместо безмятежно храпящего забулдыги на сцене – домохозяйка в новеньком фартуке, которая, пританцовывая под аргентинское танго, сервирует стол. Страстный женский монолог начинается с чистосердечного признания: «Готовка – это не моё. А если не вкусно – зарабатывай на рестораны!» Перед кем стараться? Бывший муж никак не напишет «великий русский роман», а пол-литра «допинга» принимает практически ежедневно. И всё же окончательно порвать с бывшим женщина не в силах. Разговор на кухне за чашечкой кофе удивительно близок к атмосфере знаменитой сцены прощания Тузенбаха с Ириной в чеховских «Трёх сёстрах», когда ощущение неизбежной катастрофы висит в воздухе.

Ударом для не разлюбившей становится новость о том, что экс-супруг и по-мужски не равнодушен к Ирине – жене Марадоны. Аргумент «Это единственная женщина, поверившая в мой талант» воспринимается в штыки, и вскоре боль прорывается в грубый вопрос: «А ты уже спишь с Иркой?». Вообще, эта пара если и ссорится, то высокохудожественным литературным языком – обмениваясь весьма дружелюбными подколами. После развода никто никого не возненавидел – это довольно редкий случай в наши бурные дни. Да, милые бранятся – только тешатся. И, казалось бы, до хэппи-энда – уже рукой подать после короткого диалога: «Ты прочтёшь мою прозу?» В ответ – два слова: «Прочту. Наверное». Тем более, что в параллельной истории Ирина готова бросить Марадону…

И вдруг в финале спектакля – набор неожиданных известий: экс-жена переехала жить к маме, стала доктором филологических наук и… новой женой Марадоны. Да-да, свято место пусто не бывает. Как это так – чтобы Марадона, король питерского танго, да оказался вдруг без жены! А в активе писателя – вышедшая книга и полное разочарование в слабом поле. Заключительный короткий эпизод – трогательный прощальный танец.

Актриса Екатерина Ишимцева рассказала:

– В героине меня прежде всего привлекла её энергия. Ей всё время чего-то надо! И сил хватает и на себя, и на бывшего мужа, о котором она продолжает заботиться, а в чём-то пытается и контролировать. Отдельное спасибо драматургу за интеллектуальный юмор! Можно ли считать уход женщины-учёного к грузчику по прозвищу Марадона хэппи-эндом? Нет: думается, мою героиню ждёт новый бег по кругу проблем. Вроде бы у неё что-то наладилось, диссертация наконец-то защищена. Но всё же, окончательно расставшись, каждый из бывших супругов потерял человека, с которым всегда было о чём поговорить. Для меня финал пьесы – грустный. Но с надеждой на лучшее!

Нельзя не отметить смелость поэта и прозаика Максима Замшева, «пустившегося на дебют» в области драматургии. Пьеса на двоих – это всегда большой риск уйти в «говорильню». Но всем известны и великолепные истории успеха: «Варшавская мелодия» Зорина, «Игра в джин» Кобурна, «Ужин» Брисвиля. Замшев решил сделать ставку на психологическую достоверность ситуации вокруг очередного «непризнанного гения». При этом, по словам драматурга, реального прототипа у главного героя пьесы нет, писатель в «Жене Марадоны» – собирательный образ.

После премьеры Максим Замшев отметил:

– Мне нравятся Арбузов, Зорин, Гельман, это шикарные авторы. Захотелось написать пьесу на двоих, где все в диалогах, все в психологии. Попробовать такой формат. Оформить сюжет в диалог не трудно. Надо просто понимать природу драматургии и не писать лишнего. Считаю, спектакль «Жена Марадоны» - прекрасная актёрская и режиссёрская работа, я получил большое наслаждение от увиденного. Опытные драматурги предупреждали, что я могу не узнать свою пьесу. Но у меня ощущение, что всё главное сохранено, смысловые акценты расставлены верно. И совершенно не смутило отсутствие декораций – поскольку всё внимание захватила великолепная игра дуэта артистов.

Хочется верить, что «Жена Марадоны» войдёт в репертуар столичной «Сферы» – и работу Замшева-драматурга смогут оценить по достоинству взыскательные московские театралы.


Тэги: Спектакль
Обсудить в группе Telegram

Юрий Татаренко

Родился в 1973 году в Новосибирске. Член Союза ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Письма Победы

    15.05.2025
  • Чистый экстракт

    18.12.2024
  • Единство и борьба

    03.10.2024
  • Вне условностей

    25.09.2024
  • Кто здесь «Холопы»?

    28.05.2024
  • Люди – деревья, люди – сад

    101 голосов
  • «Смертельный джаз» в МДК Арбат

    78 голосов
  • Смердяковщина

    43 голосов
  • Благородство и дерзновение

    40 голосов
  • Кто следующий?

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS