
13 мая, на церемонии открытия Х международного литературного конкурса-фестиваля «Русский Гофман», которое прошло в Калининградском историко-художественном музее, был показан спектакль «Жена Марадоны» по одноимённой пьесе известного поэта и прозаика, главного редактора «Литературной газеты» Максима Замшева.
Главные роли в камерной истории на двоих исполнили артисты Московского драматического театра «Сфера» Екатерина Ишимцева и Павел Гребенников. В режиссуре Павла Гребенникова публике была представлена «лирическая комедия о том, что в любви далеко не всегда всё просто». Главная интрига – к чему приводит недо-разрыв семейных отношений, когда супруги (муж – прозаик, жена – про филологию) развелись де-юре, но де-факто живут в одной квартире, сохранив тёплые отношения. Правда, бывшая супруга запрещает кормить голубей. Мужской комментарий афористичен: «Кого кормишь – те и гадят!»
Сразу скажу: Замшев – страстный болельщик московского «Спартака», поэтому в «Жене Марадоны» гениальный футболист на сцене не появляется. Марадона – прозвище грузчика-философа из питерской столовой, главного собутыльника в компании вечно безденежного писателя. Он «тот ещё фрукт»: пьёт больше всех, в невменяемом состоянии кусает таксистов, доставивших его домой. Жена Марадоны, Ирина – сотрудница издательства – становится музой главного героя. Только музой – к великой радости главной героини, статус которой скорее «вечная нянька», нежели «в активном поиске».
Режиссёр Гребенников существенно изменил начало пьесы: вместо безмятежно храпящего забулдыги на сцене – домохозяйка в новеньком фартуке, которая, пританцовывая под аргентинское танго, сервирует стол. Страстный женский монолог начинается с чистосердечного признания: «Готовка – это не моё. А если не вкусно – зарабатывай на рестораны!» Перед кем стараться? Бывший муж никак не напишет «великий русский роман», а пол-литра «допинга» принимает практически ежедневно. И всё же окончательно порвать с бывшим женщина не в силах. Разговор на кухне за чашечкой кофе удивительно близок к атмосфере знаменитой сцены прощания Тузенбаха с Ириной в чеховских «Трёх сёстрах», когда ощущение неизбежной катастрофы висит в воздухе.
Ударом для не разлюбившей становится новость о том, что экс-супруг и по-мужски не равнодушен к Ирине – жене Марадоны. Аргумент «Это единственная женщина, поверившая в мой талант» воспринимается в штыки, и вскоре боль прорывается в грубый вопрос: «А ты уже спишь с Иркой?». Вообще, эта пара если и ссорится, то высокохудожественным литературным языком – обмениваясь весьма дружелюбными подколами. После развода никто никого не возненавидел – это довольно редкий случай в наши бурные дни. Да, милые бранятся – только тешатся. И, казалось бы, до хэппи-энда – уже рукой подать после короткого диалога: «Ты прочтёшь мою прозу?» В ответ – два слова: «Прочту. Наверное». Тем более, что в параллельной истории Ирина готова бросить Марадону…
И вдруг в финале спектакля – набор неожиданных известий: экс-жена переехала жить к маме, стала доктором филологических наук и… новой женой Марадоны. Да-да, свято место пусто не бывает. Как это так – чтобы Марадона, король питерского танго, да оказался вдруг без жены! А в активе писателя – вышедшая книга и полное разочарование в слабом поле. Заключительный короткий эпизод – трогательный прощальный танец.

Актриса Екатерина Ишимцева рассказала:
– В героине меня прежде всего привлекла её энергия. Ей всё время чего-то надо! И сил хватает и на себя, и на бывшего мужа, о котором она продолжает заботиться, а в чём-то пытается и контролировать. Отдельное спасибо драматургу за интеллектуальный юмор! Можно ли считать уход женщины-учёного к грузчику по прозвищу Марадона хэппи-эндом? Нет: думается, мою героиню ждёт новый бег по кругу проблем. Вроде бы у неё что-то наладилось, диссертация наконец-то защищена. Но всё же, окончательно расставшись, каждый из бывших супругов потерял человека, с которым всегда было о чём поговорить. Для меня финал пьесы – грустный. Но с надеждой на лучшее!
Нельзя не отметить смелость поэта и прозаика Максима Замшева, «пустившегося на дебют» в области драматургии. Пьеса на двоих – это всегда большой риск уйти в «говорильню». Но всем известны и великолепные истории успеха: «Варшавская мелодия» Зорина, «Игра в джин» Кобурна, «Ужин» Брисвиля. Замшев решил сделать ставку на психологическую достоверность ситуации вокруг очередного «непризнанного гения». При этом, по словам драматурга, реального прототипа у главного героя пьесы нет, писатель в «Жене Марадоны» – собирательный образ.
После премьеры Максим Замшев отметил:
– Мне нравятся Арбузов, Зорин, Гельман, это шикарные авторы. Захотелось написать пьесу на двоих, где все в диалогах, все в психологии. Попробовать такой формат. Оформить сюжет в диалог не трудно. Надо просто понимать природу драматургии и не писать лишнего. Считаю, спектакль «Жена Марадоны» - прекрасная актёрская и режиссёрская работа, я получил большое наслаждение от увиденного. Опытные драматурги предупреждали, что я могу не узнать свою пьесу. Но у меня ощущение, что всё главное сохранено, смысловые акценты расставлены верно. И совершенно не смутило отсутствие декораций – поскольку всё внимание захватила великолепная игра дуэта артистов.
Хочется верить, что «Жена Марадоны» войдёт в репертуар столичной «Сферы» – и работу Замшева-драматурга смогут оценить по достоинству взыскательные московские театралы.