Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Женитьба Гоголя

01 января 2007

РЕТРО

Возглавляемое генеральным директором Екатериной Паламарчук московское издательство «ЖУК» продолжает разрабатывать золотую жилу, выпуская любимую народом сатирическую литературу. Как и во всяком творческом деле, случаются тут и промахи (например, книгу А. Ломачинского «Академия родная» можно было с чистой совестью прямо из типографии везти на помойку). Однако успешные издания с лихвой перекрывают досадные огрехи, а выпущенный «ЖУКом» сборник Алексея Бонди «Заседание о смехе» является таким шедевром жанра, подобно которому не было давным-давно и неизвестно ещё, когда будет. 

Имя Алексея Михайловича БОНДИ (кстати, родного брата знаменитого пушкиниста Сергея Михайловича) известно как автора современного текста водевиля «Лев Гурыч Синичкин» и основного сочинителя сценария образцовского спектакля «Необыкновенный концерт». Помимо этого, им написаны сотни интермедий и скетчей, пьесы и либретто оперетт, рассказы. Многие рассказы, в частности публикуемая «Женитьба Гоголя», написаны от лица некоего Александра Яковлевича Гусакова. Этот персонаж сродни зощенковскому Назару Ильичу Синебрюхову – мещанин с претензиями на интеллигентность. Поэтому все стилистические и грамматические ошибки в тексте сделаны автором умышленно – для характеристики степени его образованности.

Этот рассказ является результат одной моей хорошо знакомой дамочки, которая мне дала по контрамарке билет в театр. 

Вообще, контромарки есть вредное достижение, но хотя бывает, что она приносит пользу. Если кто не видал какую пьесу, – то по контромарке её очень хорошо видать, но, особенно, если поближе сесть. Тогда даже зачастую бывает видно, как артисты играют свои роли.
Вот этот случай я и хочу описать.

В 20-х числах ноября месяца 1927 года текущего столетия я имел ту заднюю мысль, что надо мне развести примус и напиться чаю. Но, как вдруг моя дверь раскрылась – и я увидел одну свою хорошо знакомую особу. То есть эта особа лично мне не была знакома, но читатели, все которые прочитают этот рассказ, в самом конце только догадаются, что она стала мне очень хорошо знакома. 

Как эта дамочка вошла, то я сейчас примус погасил, и ставлю ей вопрос ребром: что я не имею честь её знать. Тогда она вынула из-под мышки свои принадлежности и достала из них вид на жительство. Документы были не просроченные и я поэтому сразу прочёл, что она есть ни кто иной, как «предъявительница сего». 

Эта черта мне очень в ней понравилась и я стал читать дальше.
Конечно, может быть, Лев Толстой, который, за последнее время очень прославился своим столетием, он, конечно, из этого рассказа мог бы вывести целый роман. И я, если приналечь, мог бы вывести, пожалуй, длинный роман, но это я считаю лишним, во-первых, что теперь у нас бумажный кризис, а кроме того, во-первых читателям некогда читать. Если читатель служащий – ему надо идти на службу, а если кто из безработных читателей возьмётся читать, – то ему тоже надо идти на Биржу Труда. Так что длинный роман писать, это будет один прогул для читателей. Поэтому каждый писатель, который мало-мальски понимающий, или хотя бы с головой – то он должен писать покороче, чтобы не задерживать читателей. 

Я на чём остановился? Что эта предъявительница показала свои документы? Пожалуйста. Продолжаю писать дальше. И я с тех документов узнал, что её зовут Эмилия Орестовна Сольц и что она является католичкой. Этому я значения не приписал, т.к. наше Советское правительство уже доказало, что с католичек тоже попадаются симпатичные барышни и что ихняя религия им особого вреда не приносит. Так оно и вышло в последствии. 

Что я до сих пор написал – это всё лишнее – и это пускай читатель не читает, хотя лучше – пускай прочитает, а то дальше не так понятно будет. Но главное в этом рассказе начинается только сейчас.

Глава первая 

Ровно через месяц одна моя хорошо знакомая католичка Э.О. Сольц, которой муж был бывший поляк, но при этом сделался счетоводом, – то эта католичка мне принесла контромарку в театр. Там показывали полностью всю Женитьбу Гоголя, как она была в действительности. Я самого Гоголя хорошо знаю, правда лично его не видал, но на памятнике его хорошо с ним ознакомился; потом картину его видал в кино «Мёртвые души». В этой картине настолько была комичная игра артистов, что я очень хотел посмотреть женитьбу такого всё-таки выдающегося писателя. Тем более, я сам к этому времени собирался жениться на одной католичке, Э.О. Сольц, с которой я уже две недели жил и в то же время имел физическую близость. Хотя кроме этого она была замужем за одним поляком, но большую роль это для неё не играло. Развод с мужем, как известно, стоил около трёх рублей, – и эти деньги у ней давно были скоплены. 

Вот мы и пошли смотреть Женитьбу Гоголя. Места у нас оказались удобные – на балконе и в первом ряду, – поэтому вся женитьба была видна очень подробно. Но результат оказался обратный. 

Как занавес открыли – и первое действие прошло – я сразу увидел, что Гоголю не жениться. Уж очень он тянет с этим делом. Так оно и случилось. Я в общем не волновался, но моя знакомая католичка очень волновалась что он тянет, тем более ей хотелось посмотреть самый факт, как он будет жениться. Она даже пересела вниз на свободное место и бинокль взяла на прокат. А я остался сверху смотреть. Но и второй акт прошёл – и опять ничего. Я уже думал, может быть, я сверху не заметил, как он женился. Но католичка всё время смотрела в бинокль – и говорит, что никакой женитьбы на сцене не было. 

Но вдруг настал третий акт. И здесь я уже и сам поверил, что сейчас покажут женитьбу Гоголя, потому что всё уж было у них решено – и вот-вот должно случиться. И когда Гоголь остался один на сцене, тем более невеста его пошла переодеваться – я посмотрел вниз – и вижу моя знакомая католичка мне махает рукой и кричит: «Шурка, сейчас будет показано!» Но в это время Гоголь выпрыгнул в окошко – и женитьба у них опять не вышло. 

И этот случай повернул всю мою жизнь на несколько оборотов вбок. Мне стало очень обидно за Гоголя, что такой писатель не смог жениться, и что зачем морочат у нас публику и контромарки выдают на свободные места, когда никакой женитьбы нет. Это меня очень расстроило, и мне стала противна моя католичка, Эм. Ор. Сольц – и я с ней больше близость не имел. Хотя она развелась за три рубля с своим поляком – но я после этой Женитьбы Гоголя её и видеть не хочу.
Так мне обидно за русскую литературу. 

А. ГУСАКОВ

Обсудить в группе Telegram

А. Гусаков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS