Народная артистка России Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина отмечает юбилей… Но разве над такими женщинами властно время?! Талант – категория вневременная. И что с того, что слава к ней пришла поздно? Пришла ведь!
Она с равной искренностью и достоверностью может сыграть и надменную императрицу, и коварную сводню, и русскую бабу из тех, которым что коня на скаку, что в горящую избу. И именно эти терпеливые и всё прощающие, бесхитростные, но сильные своей мудростью и мудрые своей силой женщины бередили сердца и навсегда оставались в памяти зрителей.
Актёрский фундамент заложили в ней Сергей Герасимов и Тамара Макарова, в мастерской которых она оказалась волею судеб. Но актрису, по собственному признанию Лидии Николаевны, из неё сделал Шукшин: «Ему я обязана всем». Это была суровая школа, стоившая и слёз, и бессонных ночей. Стоять (да нет, не стоять, жить!) в кадре с человеком, который тебе не только партнёр по фильму и муж в реальной жизни, а ещё и режиссёр, и автор истории, которую тебе предстоит сыграть. Какими душевными затратами это оплачено? Впрочем, кто возьмётся определить цену творческому поиску? Равно как и земной любви…
Пути её неисповедимы. При первой же встрече она забрала в полон его сердце, запев «Калина красная, калина вызрела…». Ответом стали скромные полевые цветы, первый в жизни Шукшина букет, который он подарил женщине.
По поверью, калина – символ первой и непременно несчастной любви. Их любовь не была первой. Не была она и несчастной. Но счастливая любовь редко бывает лёгкой. Зато всегда – светлой. И свет этот озаряет всё, что человек успевает сделать в своей жизни: «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Позови меня в даль светлую…» Кто-то назвал Федосееву-Шукшину актрисой светлой печали. Точнее не скажешь…
«Литературная газета» присоединяется к поздравлениям многочисленных почитателей творчества замечательной актрисы и от всей души желает Лидии Николаевне многая лета!