Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2023 г.
Телеведение Pro & Contra

Женщина, управлявшая мужчинами

Фильм Гая Наттива открыл фестиваль еврейского кино в Москве и вышел в российский прокат

21 сентября 2023
Голда Меир (Хелен Миррен) среди израильских генералов / IMAGO / LANDMARK MEDIA / ИТАР-ТАСС

«Голда. Судный день» повествует о двадцати днях жизни премьер-министра Израиля Голды Меир, с начала и до конца арабо-израильской войны 1973 года, когда на еврейское государство обрушились вооружённые в значительной мере Советским Союзом войска Египта и Сирии, в 2–3 раза превосходящие армию Израиля по самолётам, танкам и военнослужащим. Не ожидавшая такого удара страна оказалась в отчаянном положении, и 75-летней больной женщине (за 8 лет до этого у нее нашли лимфому) потребовались немалые усилия, в том числе дипломатические, чтобы ход войны повернулся на 180 градусов.

 Родившуюся в России Голду сыграла одна из известнейших английских актрис, 78-летняя Хелен Миррен, дочь российского эмигранта, урождённая Елена Лидия Миронова, которую гримёрам пришлось изрядно состарить для этой роли. Сыграла так выразительно, что не покажется чрезмерным, если к имеющимся у неё «Золотому глобусу» и «Оскару» за роль Елизаветы II Английской добавится ещё пара тех же наград.

Действие начинается и завершается показаниями Голды, данными ею через четыре месяца после Судного дня специальной парламентской комиссии по расследованию причин катастрофического начала войны. («Было бы интересно выслушать аналогичные показания товарища Сталина о начале Великой Отечественной войны, если бы кто-то мог его допросить», – вдруг сказал сидевший рядом пожилой мужчина, когда в просмотровом зале вспыхнул свет). Общая причина была понятна всем – эйфория и утрата бдительности вследствие блестящей победы в Шестидневной войне 1967 года, конкретными же причинами комиссия назвала непрофессиональные действия разведчиков и военного командования, что привело к увольнению главы разведки, начальника Генштаба и командующего Южным военным округом. Вины политического руководства, в частности, Голды Меир и министра обороны Моше Даяна, комиссия не нашла, но сами они свои ошибки признали. Авторы фильма занимают, безусловно, апологетическую по отношению к обоим позицию, однако в Израиле до сих пор появляются публикации, осуждающие их поведение.

Интересно, что в фильме «про войну» почти нет кадров военных действий. То ли авторы изначально решили обойтись без них, то ли понимали, что не получат достаточный бюджет для постановки воздушных боёв и танковых сражений, но это пошло ему на пользу. Звукорежиссёр Даша Дауэнхауэр так плотно наполнила фонограмму выстрелами, взрывами, обрывками переговоров по рациям, просьбами о помощи, криками отчаяния и прочими звуками войны, что фильм можно было бы передать по радио, если бы на экране не было действующих лиц, погружённых в этот звуковой ад (а Голда Меир говорила, что в эти дни её телефон почти не умолкал) и принимающих оперативные решения, от которых зависели судьбы сотен и тысяч людей. Вместе с ними в пекло погружается и зритель, способный испытывать эмпатию и невольно отождествляющийся с разными героями. То с растерявшимся Даяном, то с Ариком (Ариэлем) Шароном, предлагающим совершить рискованный маневр – форсировать Суэц, чтобы вклиниться в слабое место расположения противника, прорваться на дорогу к Каиру и угрожать египетской столице. То с Голдой, вынужденной принимать в расчёт возможную реакцию двух конфронтирующих великих держав, США и СССР, на шаги Израиля. То с советником президента США по национальной безопасности Генри Киссинджером, говорящим ей, что он в первую очередь американец, во вторую – представитель правительства и лишь в третью – еврей (на что Меир отвечает, что в Израиле читают справа налево). То с гибнущими в данное мгновение солдатами. Словом, трудно назвать другой военный фильм, где так сильно передано интеллектуальное, эмоциональное и чувственное напряжение происходящего.

Войны заканчиваются капитуляцией одной из сторон или миром. Шарон с согласия Голды исполнил свой дерзкий план и стал национальным героем (как Даян во время Шестидневной войны), президент Египта Анвар Садат под угрозой броска на Каир согласился с подписать соглашение о прекращении огня, а затем и мирное соглашение, в котором, как утверждается в фильме, Египет впервые признал еврейское государство. Полноценный же мирный договор между Израилем и Египтом был заключён при посредничестве США в Кэмп-Дэвиде через год после смерти Голды Меир.


Тэги: Фестиваль Фильм
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS