Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Библиосфера

Женщина внутри

01 января 2007

ЧИТАЮЩАЯ    МОСКВА

Мария Малиновская. Под прозрачной рукой: Книга поэзии. – М.: Изд. «Щит-М», 2011. – 112 с. –1000 экз.

Писать об этой книжке непросто. Хотя бросается в глаза явная талантливость молодого (очень молодого!) поэта, мерцает ещё и нечто загадочное, какая-то тайна. Невольно удивляешься – откуда что берётся?

«Отроду я не мала…» – отвечает автор, Мария Малиновская. «С детской души обдираю кору…» – добавляет в другом месте. И, наконец, ещё похлеще: «Жутко быть ребёнком, просто дико, / Если бьётся женщина внутри…»

Первые стихи – это стихи 15-летней девочки (сейчас она уже школу окончила, и книжка уже не первая!). Но пусть 17 лет, всё равно поразительно: откуда у школьницы провинциального белорусского города Гомеля такие наполненность и напряжённость душевных переживаний, такой жизненный (женский!) опыт! И уверенное владение поэтической формой, пусть развивающейся отчасти в цветаевском русле, пусть – потому что не похоже на подражание, это – рискну сказать – порой чуть ли равносильное воспроизведение интонации и темперамента молодой Цветаевой:

Ты нечистью,
Я нежитью.
Ты нехристем,
Я нежностью.

Слава богу, у автора уже не возраст Ники Турбиной, миновала опасность судьбы вундеркинда.

Что делает настоящего поэта? По крайней мере три кита: талант, личность, время. Первое, несомненно, талант. Можно говорить о более удачных стихах Марии Малиновской и о менее удачных, но не это главное. Мысли мои о втором ките – о личности. Я чувствую, что характер у Маши есть, на него уповаю, надеюсь, он не позволит честолюбию взять верх (я вовсе не против честолюбия, поэту, как правило, без него не обойтись, но любовь к поэзии – своей и чужой, к поэзии вообще – должна оставаться сильнее и выше честолюбия).

Раннее признание таланта – это, конечно, счастье, но и внезапная тяжесть: поэт становится не свободным от самого себя, от собственного имиджа. Не каждый способен оказать сопротивление соревновательным нравам литературной среды, сохранить собственную нерастворимость, независимость.

Повторяю, характер у Маши есть, и это даёт мне право на оптимизм. А вот «третий кит» – он от нас не зависит. Какие сюрпризы преподнесёт время – не ведаем. Знал ли бунтарь Маяковский, что он станет первым певцом Советского государства, знал ли Мандельштам, что станет его изгоем? Так или иначе, но настоящие поэты остаются верными своей судьбе, своему призванию.

Я познакомился с Машей в Силичах под Минском, где проходило совещание молодых писателей Белоруссии, пишущих по-русски. Удивился: внутренний рост обогнал её возраст.

Я к Богу возношу звериный вой…
Глотаю землю и давлюсь травой,
Сосцы отяжелевшие сдираю
И так ползу к неведомому раю.

Это пишет девочка?

 Она выделилась не только стихами, но и максимализмом суждений, протестом (ссылкой на Артюра Рембо!) против мелкотемья и серости. Что ж, такое заслуживает всяческой похвалы. Но существует соблазн другой крайности. Доведение метафор до упора – этакий эмоциональный экстремизм. Вот, например, стихотворение, начало которого шокирует:

Своего ребёночка
Заверну тихонечко
В самый тёплый плед.

Брошу из окошечка,
Постою немножечко
Да пойду вослед.

Только через несколько строк становится ясно, что речь идёт о неудавшемся стихотворении («недоносочке»), бросить которое «вынужден поэт». Круто? Пусть, но что-то во мне противится метафоре, тем более что дальше слишком конкретно: «Оземь ударяется / Жёлтенький пакет». Ударяется – возвращение к началу, к живому «ребёночку». Чур меня! Тем более что Маша восклицает «верьте поэту, пожалуйста, верьте!».

Ах, если было бы так просто. «Не верь, не верь поэту, дева…» – предупреждает Тютчев. Хотя дело не только в деве… Поэзия – и доброе лекарство, и тонкий яд.

Можно спорить, но одно мне ясно: перед нами поэт. На книжку Марии Малиновской следует обратить внимание всем любителям поэзии. В этом цель моего краткого отзыва. Как доказательство, думаю, достаточно привести целиком одно её стихотворение – «Я буду тебе»:

Я буду тебе… Молчаливая, буду
В соборе, в чужой
прокоптелой избе,
В ночлежке, в любой подворотне
 – повсюду
Я буду, ты помни, я буду тебе.

Женой, а захочешь –
рабой благородной
(Но сам же тогда
покоришься рабе),
Поэтом, бессильной святой –
кем угодно –
Я буду, ты помни, я буду тебе.

И даже по смерти,
блаженно и строго
Причислена к лику его и судьбе,
Вот в этих двенадцати
клятвенных строках
Я буду, ты помни, я буду – тебе.

Стихи Маши были заслуженно отмечены на 10-м Форуме молодых писателей в Липках, она получила приз на конкурсе «Пушкин в Британии» за лучшее стихотворение о любви (2011, Лондон), награждена дипломом Музея Н. Рубцова…

В добрый час!

Кирилл КОВАЛЬДЖИ

Обсудить в группе Telegram

Кирилл Ковальджи

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS