Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Женя, Женечка и песня

01 января 2007

ПАМЯТЬ

Забыть этот голос невозможно. Так мог петь только Евгений Мартынов. В мае 2008-го ему исполнилось бы всего 60... Друзья, коллеги, почитатели называли его Женей, Женечкой. Светлые волосы, лучистые глаза, добрая улыбка – таким он навсегда остался в нашей памяти. 

Замечательно сказано: «Времена не выбирают, в них живут и умирают...» Евгений Мартынов – певец и композитор, чей талант развернулся во всю свою широту в тот момент, когда советское общество вступало в фазу «общества потребления» и сытый обыватель, которому всегда хорошо в смутные времена, стал навязывать свои примитивные вкусы эстраде, быстро превращавшейся в шоу-бизнес. Как подлинный художник, он сразу же почувствовал всю фальшь и низость надвигающейся «новой» культуры и горой стал за тот взаправдашний нравственный пафос, что всегда отличал лучшие произведения отечественного песенного жанра. В своих публицистических заметках тех лет Мартынов писал: «В сложном хитросплетении взаимосвязанных проблем, вставших на пути нашей эстрады, хотелось бы выделить одну, волнующую меня более всего. Я имею в виду стремительную, не побоюсь сказать, бешеную коммерциализацию искусства, превращение эстрады в бездушную индустрию шоу-бизнеса. Истинно духовные категории – вне области предпринимательства и бизнеса, вернее, выше их». 

Твёрдо верный своим принципам, он с 1973 года и до самой безвременной смерти, случившейся в сумрачном 1990-м, никогда не продавал своих песен и не писал для исполнителей по заказу, в чём преуспело подавляющее большинство его коллег. Но иначе, наверное, и быть не могло, поскольку героем его творений всегда был живой и совестливый человек, способный к огромной любви, к самоотречению, к самопожертвованию. 

В своих записках певец оставил нам своеобразное завещание. Вдумаемся сегодня в эти слова: «Мне близка гражданская лирика – продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную культуру». Прости, Женя, но мы не прислушались к твоему совету!.. 

Да, его сегодня очень не хватает на нашей эстраде. И даже шире – в культурном пространстве. Но окидывая взором столь короткую и такую яркую жизнь Евгения Мартынова, слушая его песни – «Яблони в цвету», «Лебединую верность», «Соловьи поют, заливаются...», да только ли их, всё не перечислишь, – сама собой возникает великая поэтическая формула:

Не говори с тоской их нет,
Но с благодарностию:
были...
 

Нина ЧЕРЕПЕННИКОВА

Обсудить в группе Telegram

Нина Черепенникова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS