Тема эта возникла неожиданно, в ситуации, казалось бы, не предвещавшей острую, весьма эмоциональную дискуссию. «Литературная газета» проводила в Рыбинске круглый стол в рамках проекта «Настоящее прошлое», местные литераторы обсуждали с гостями из Москвы сугубо исторические вопросы, связанные с 90-летием создания Союза писателей СССР, и тут… и вдруг… заговорили об СВО. Хотя, конечно, удивляться не стоит, сегодня это главное, судьбоносное.
Тему поднял местный активист (ветеран боевых действий в Чечне), организовавший реабилитационный центр для военных, возвращающихся с СВО. Из его речи следовало, что цена победы очень высока: это гибель душ участников боевых действий. Для иллюстрации сказанного оратор привёл примеры: из его собственных сослуживцев двое, удостоенные звания Героя России, покончили жизнь самоубийством. Многие спились. И сейчас из недавних участников СВО некоторые пьют, трое в Рыбинске уже попали в колонию за хулиганские действия.
Председатель Союза писателей России Николай Фёдорович Иванов, выслушав такую речь, не смог сдержать эмоций. Он сам, в своё время чудом вызволенный из чеченского плена, привёл огромное количество примеров военнослужащих, на которых боевые действия пусть и наложили неизгладимый отпечаток, однако не превратили их в малодушных или неуравновешенных личностей. Напротив – они живой оплот современной России. Очень многие вновь пошли в бой. Влечёт их долг перед Отечеством и любовь к близким, которых они защищают с оружием в руках.
Меня, как священника, подобная постановка вопроса не могла оставить равнодушным, поскольку речь шла, по сути, о некой нравственной дилемме: кем почитать нынешних участников СВО: героями и спасителями Отечества или же безвольными жертвами государственной машины, которых при помощи пропаганды (добровольцев), мобилизации или предоставлением возможности заработать чуть ли не ввергли в жерло войны. И ценой победы будет погибель их души.
Не стану отрицать, что для некоторых военнослужащих, прошедших СВО, реабилитация необходима. Кто-то получил на фронте или в плену серьёзные психологические и психические травмы. Кто-то, придя после месяцев часто неустроенной в бытовом отношении жизни на фронте, связанной с постоянным напряжением, обнаруживает: в мирной обстановке многие люди ведут себя так, будто ничего особенного вокруг не происходит. Всем своим поведением они говорят фронтовику: ты попал на СВО, это твои проблемы, вот и не мешай нам есть, пить и веселиться.
Разумеется, подобного рода встреча фронтовика обществом оставляет в военнослужащем не лучшие из эмоций. Так не следует ли самому обществу измениться, чтобы более соответствовать обрушившимся на Россию историческим испытаниям?
Пусть реабилитация ряду военнослужащих необходима. Однако это не повод говорить, будто участие в боевых действиях – один беспросветный грех и люди только губят свои души.
Да, война, по большому счёту, следствие греха. Но это не значит, что, не будь войн, грех прекратил бы существование. Напротив, он гораздо стремительнее поглотил бы человечество.
Война часто даёт раскрыться худшим проявлениям человеческой души, потому что вооружённый человек в определённых случаях может дать себе полную свободу измываться над безоружным. Но та же война даёт повод раскрыться и лучшим качествам человеческой души, открывая путь жертвенности, взаимовыручке, боевому братству. Она помогает человеку ценить не скоропреходящие блага в виде разного рода удовольствий, обладания дорогостоящими вещами и тому подобным, но те сокровища духа, которые не способна исторгнуть даже смерть. Это любовь, верность, честь, преданность, милосердие.
Люди с таковым набором ценностей крайне востребованы и в мирной жизни. Они должны цениться на вес золота, чтобы общество очнулось от своего равнодушия и самоуспокоенности.
Чья-то психика травмируется в ходе боевых действий, однако это не значит, будто военная служба является прямой причиной такого рода травм. Попади эти люди в условиях мирной жизни в экстремальную ситуацию – скорее всего, итог был бы тот же. Подобное происходит сплошь и рядом. Просто участники СВО в большей степени на виду. Безусловно, таким людям нужно помогать, но ни в коем случае нельзя о разных психических срывах трубить вокруг себя как о всеобщем и типическом явлении. Потому что это наносит колоссальный ущерб боевому духу нашей армии.
Да, в ходе военных действий люди гибнут. Да, получают увечья. И теоретически можно показывать 24 часа в сутки эти гибели и увечья крупным планом. Каков будет результат? Только всеобщее расслабляющее душу уныние, которое прямо противоположно бодрому и терпеливому стремлению к победе.
Активист из Рыбинска не внял доводам Николая Фёдоровича и решил выдать рекомендацию собравшимся за круглым столом писателям – чтобы они не «романтизировали» войну. Потому что война – это грязь, кровь, запах гниющей человеческой плоти… В качестве такого рода «романтизации» были представлены классические произведения о Великой Отечественной войне писателей-фронтовиков, а также художественные экранизации этих произведений. Напористость общественного активиста немало удивила присутствовавших.
Так что мы получили возможность услышать о реабилитации с пристёгнутой к ней агрессивной пропагандой. Дело, в общем-то, понятное: всяк свой товар продвигает, как может. Лишь бы не превратилась рекламируемая реабилитация в нечто самодовлеющее. Ведь когда жертв (в смысле людей, получивших психическую травму) становится больше, чем героев, войну можно считать проигранной.
Вспомним Первую мировую войну. Тогда в российской либеральной печати тоже много говорилось о жертвах, о страданиях рядовых солдат, пока эти солдаты не принялись после печально известного Приказа № 1 по армии и флоту Временного правительства убивать офицеров и бросать фронт. Так вчерашние «жертвы» (с психологическими и психическими травмами) Второй Отечественной войны (как она тогда называлась) превратились в разжигателей войны Гражданской. Неужели мы хотим ещё раз наступить на те же грабли?
Важно определиться в понятиях. Если человек идёт на риск ради Отечества – он герой. Если он при этом погибает – герой безусловный, ибо Господь взял его из земной жизни во время совершения подвига любви.
Существует День памяти жертв политических репрессий, хотя когда при этом включаются в число жертв мученики Христовы, меня такое слово коробит. Потому что с древности в церковной традиции мучеников принято именовать «светлыми и добропобедными». В слове «жертва», когда оно относится к человеку (потому что жертвой могут быть названы, например, и деньги), пассивное начало преобладает над активным. Так, принято говорить о жертвах ДТП, разбойных нападений, жертвах мошенников или насильников и т.д.
Священник отец Макарий (слева) и солдаты инженерно- сапёрной бригады во время молебна перед выходом на боевую задачу / Владимир Гердо / ИТАР-ТАСС
А вот если взять слово «жертвенность», в нём уже отчётливо выступает активное начало, потому слово стало именем добродетели, ведущей к подвигу и героизму.
Нет дня героев – жертв войны (само такое сочетание слов звучит дико)! Зато имеются дни воинской славы. Чем больше героев, тем ближе победа. Чем больше жертв (с психическими расстройствами), тем ближе поражение.