Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Жертвы или победители

01 января 2007

БЕЗ БАРЬЕРОВ

Московский городской психолого-педагогический университет одним из первых вузов в столице начал в полной мере использовать программы дистанционного обучения студентов. Оправданны ли опасения некоторых специалистов в том, что новые технологии, заменяя живое общение студента с преподавателем, заметно снизят уровень образования?

При всём невероятном размахе, что приобрёл сейчас научно-технический прогресс, всё чаще встречаются люди, которым не по душе избыточное влияние новых технологий на нашу жизнь. То есть деваться-то всё равно некуда, если даже доярка с гибнущей фермы при знакомстве диктует тебе свой мобильный телефон. Но как-то задыхаешься от всего этого. Уже хочется не на компьютере напечатать, а чернилами на бумаге записать, погоду не по Интернету «посмотреть», а, так сказать, ощутить в режиме реального времени.

Слишком уж отчётливо прослеживается связь между компьютеризацией всей страны, гибелью эпистолярного жанра вместе с лучшими традициями тёплого дружеского застолья и полным исчезновением «души прекрасных порывов». А скольких моих одноклассников и однокурсников со всеми их талантами и возможностями лишил реальной жизни и свежего воздуха, буквально «съел» всепоглощающий Интернет… Как ни прикинь, всё получается, что развитие новых технологий, внедряясь в нашу ежедневную будничную жизнь, больше отбирает у нас эмоций, времени, денег и здоровья, чем даёт.

Только лишь один визит в Московский городской психолого-педагогический университет, зелёно-белое новое пятиэтажное здание под номером 29, что на Сретенке, заставил меня взглянуть на проблему с другой точки зрения.

С 2006/07 учебного года в соответствии с решением правительства Москвы в этом университете на факультете дистанционного обучения по специальности «Психология» бесплатно учатся студенты с ограниченными возможностями здоровья. И, несмотря на то что первый их выпуск состоится лишь в декабре будущего года, уже сейчас понятно, что здесь новые технологии в образовании оправдали надежды.

На первый взгляд ничего удивительного: сейчас практически все вузы принимают студентов-инвалидов, и многие юноши и девушки счастливы, что поступили, например, на один из факультетов МГУ. Но и они, и их родители не всегда учитывают, что в этих вузах здоровому-то человеку учиться очень непросто, насколько же тяжело приходится тем, кому здоровье доставляет дополнительные трудности.

Именно эти трудности и постарались устранить на факультете дистанционного обучения в МГППУ, создав прецедент практически идеального решения проблемы обучения инвалидов. И вот каким образом. Конечно, для поступления в университет необходимо сдать три экзамена: русский язык, биологию и математику. В нынешнем году абитуриентам-инвалидам была предоставлена возможность выбора – поступать по результатам ЕГЭ или традиционно сдавать вступительные экзамены. К слову, ЕГЭ выбрали лишь два человека.

Затем студентам факультета дистанционного обучения выдаётся комплект дисков, на которых записаны лекции преподавателей университета на первый семестр, электронные учебники по основным дисциплинам, которые включают учебные пособия, хрестоматии, интерактивные тестовые задания, методические рекомендации по пользованию учебником, необходимые словари.

Так у студента с ограниченными возможностями здоровья появляется реальный выбор. Он может ежедневно с шести до десяти вечера приезжать в институт на специальные занятия, общаться с преподавателями, сокурсниками. Или, если такой возможности нет, то дома, включив Интернет, в режиме онлайна увидеть происходящее в аудитории и даже задать свои вопросы, участвовать в общем разговоре. Думаю, любой человек, представляющий, с какими трудностями сопряжён каждый выезд из дома инвалида-колясочника, способен оценить все эти нововведения. Студентам, страдающим пороком сердца или диабетом, тоже непросто выдержать полный учебный день в здании университета, не говоря уже о том, что слабослышащие, например, просто не в состоянии понять всё, что говорит лектор в аудитории. Зато все эти проблемы легко решаются с помощью системы дистанционного обучения. И главное, не страдает ни здоровье студента, ни качество получаемого образования. Ведь никто и ничто не ограничивает студента в его общении с преподавателями.

Сейчас здесь учатся 67 студентов-инвалидов: 43 человека с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 11 человек с нарушениями слуха и зрения, 13 человек с различными соматическими заболеваниями (порок сердца, астма, диабет). Единственное, что требовалось от родителей абитуриента факультета дистанционного обучения, – обеспечить своему ребёнку доступ к компьютеру и Интернету. Ну и, конечно, решительный выбор самого ребёнка – или ты до конца жизни лежишь на диване в нищете, ведёшь растительную нищенскую жизнь, или…

В первом полугодии для того, чтобы помочь студенту-инвалиду включиться в учёбу, специально читаются курсы «Технология самоорганизации и работы с учебной информацией», «Адаптационный тренинг», «Введение в дистанционное обучение».

Все ребята, как и прочие студенты, пишут рефераты, сдают курсовые работы, получают двойки и прилежно их исправляют. Через месяц после поступления уже хорошо знают друг друга и свободно общаются по телефону, Интернету и в институте. Они очень стараются, несмотря на возможность заниматься дома, всё-таки приезжать. Вместе празднуют Новый год и получают дипломы в межвузовских шахматных соревнованиях. Как и обычные студенты, на втором-третьем курсе некоторые из них начинают сомневаться в том, что верно выбрали профессию. Но это происходит по совершенно естественным для любого человека причинам, а не потому, что ограничения в здоровье создают для учёбы непреодолимые препятствия.

Если здоровье не позволяет приехать на экзамен, то они вполне могут тянуть экзаменационный билет, не выходя из дома, в режиме онлайна, направляя курсор на один из 15 кружочков в верхней части экрана. Списать или скопировать ответ не удастся, компьютер не обманешь, тут же заметит. И все они по окончании университета (срок обучения 4,5 года) получат диплом бакалавра психологии. А в процессе учёбы они проходят практику в клинических больницах, школах, детских садах, домах инвалидов. Конечно, преподаватели ориентируют студентов в первую очередь на то, чтобы они стали профессионалами в психологической помощи людям, попавшим в сложную ситуацию – получившим инвалидность.

Иногда некоторые студенты вынуждены проходить курс реабилитации, уезжать из Москвы. Одна студентка год прожила в Крыму и училась с помощью технологий дистанционного обучения, успешно перешла на следующий курс.

Теперь уже для человека, получившего травму и инвалидность с рождения, главное – его собственное желание из жертвы превратиться в победителя и научиться помогать в этом другим.

Подхожу к стендам и витринам в коридоре, рядом с 308-м кабинетом, кафедрой дистанционного обучения. Вижу любопытнейшие картины, созданные на компьютере слабовидящей студенткой. Цвета очень насыщенные, яркие, но это не мешает. Интересны и сборник стихов одного из студентов, и стенгазета, выпущенная к Дню учителя. Эти работы и профессия, которую они получат, окончив МГППУ, и есть те самые «души прекрасные порывы»… Только вот студенты-инвалиды никогда не смогли бы донести их миру, если бы не новые технологии, так точно и так кстати использующиеся в стенах этого университета. Не получили бы возможности погружаться в столь необходимую студенческую атмосферу, провоцирующую творчество и активное отношение к жизни – вопреки всем недугам.

Наталья ТРОЯНОВА

Обсудить в группе Telegram

Наталья Троянова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS