, АСТРАХАНЬ
«Когда это было! – горько усмехнётся читатель, увидев заголовок очерка. – Разве что при Ярославе Мудром, который свод законов Древней Руси так и назвал – «Русская правда». Хоть и сложено народом: «И Мамай правды не съел», но кто и где в последнее время видел её, живую русскую правду?»
Могу ответить определённо: наши с вами земляки не только видели, но и читали газету с таким названием в начале прошлого столетия. Увы, для подавляющего большинства нынешних астраханцев неизвестен даже сам факт выпуска в предреволюционные годы подобного издания. Почему? Да потому, что «Русская правда» была органом Астраханской народной монархической партии. Её председатель Нестор Николаевич Тиханович-Савицкий являлся и постоянным редактором газеты. Понятное дело, при советской власти её велено было предать забвению. Но и приход демократии почему-то не вынес его на гребень заслуженной известности. Такой, к примеру, какая была в 1910 году, когда газета «Тамбовский край» писала: «Орган Астраханской Народной Монархической Партии стяжал себе популярность всюду. Каждый нумер этой газеты читается здесь нарасхват. Слишком стотысячное население Астрахани смотрит на газету неодинаково: одни видят в ней друга, другие – опасного врага, которому, избави Бог, попасть на зубок».
Предвидя «скрежет зубовный» духовных потомков тех, других, для которых «Русская правда», как и всё русское, – извечный враг, выстрою простую логическую цепочку: «Русская правда» боролась за сохранение в России царского самодержавия, против того, что в новейшей истории зовётся насильственным изменением государственного строя, переворотом, сломавшим жизнь общества и стоившим русскому народу миллионов жизней (по прогнозу великого учёного и монархиста Д.И. Менделеева, население страны уже к 1950 году должно было составить 500 миллионов человек), – значит, вершила дело благое и полезное!
Сегодня никто не будет оспаривать тот очевидный факт, что никакие залётные и доморощенные бесы не сумели бы свершить насилия над страной без пассивного соучастия миллионов сограждан, у которых исподволь вытравливались вера православная и вера гражданская – патриотизм, традиционные нравственность, мораль и культура заменялись пошлостью, цинизмом, вседозволенностью. Против лукавых творцов этих «демократических» процессов с настоящей полемической страстью боролась «Русская правда».
Без преувеличения всю Россию всколыхнуло её выступление по поводу публикации в астраханской газете «Волга» (№ 7 от 23 февраля 1908 г.) следующей заметки.
«Новое украшение»
На днях члены монархической партии разукрасились новыми ленточками, несмотря на то, что праздника Флора и Лавра ещё не наступило. Говорят, многие из них долго колебались, не зная, куда подобает пришпиливать эти ленточки? По мнению некоторых, всего удобнее было бы сзади. Последнее мнение, кажется, восторжествовало».
«Ну и чего тут особенного?» – пожмёт плечами современный читатель, приученный, не морщась, потреблять ушаты и лохани телегазетных мерзостей. Да сейчас хоть сморкайся в наше «триколорное» знамя – никто и «ох!» не скажет!» При этом современник и не догадывается, что истоки его циничного равнодушия там – в начале минувшего века. И за наши души боролся Н.Н. Тиханович-Савицкий, призывая власть «унять поносителей!».
Призыв астраханских монархистов поддержали газеты «Русская земля», «Русское знамя», «Новое время», «Вече», «Волга» (не астраханская), «Россиянин», «За Царя и Отечество» и другие. Ходатайство «О защите национального достоинства и национальной чести России от поругания словесного и в печати» было доведено до сведения императора. Астраханскому губернатору И.Н. Соколовскому была направлена от имени общего собрания монархистов просьба «выслать редактора «Волги» из пределов Астраханской губернии административным порядком». Члены Государственной Думы граф Доррер, Марков-2-й и Пуришкевич телеграфировали в Астрахань, что «запрос Правительству о мерах к недопущению оскорбления русских национальных цветов, флага и т.п. внесён».
Увы, практических результатов это благородное возмущение не дало.
Генерал-лейтенант Соколовский не усмотрел в публикации «Волги» «признаков оскорбления национальной чести и достоинства России» и посоветовал «возбудить против редактора уголовное преследование в порядке частного обвинения».
Комментарий Н.Н. Тихановича-Савицкого «К ответу г-на Губернатора» стоит привести дословно, потому что звучит он как горькое и, увы, вскоре сбывшееся предвидение.
«Ни существующие законы, ни обязательные постановления, ни высшая административная власть до первого министра включительно не могут при существующем положении защитить нас, русских, от поругания нашей религии, от поругания нашей армии в том случае, когда поругатель и кощунник глумится, хотя и для всех понятно, над чем, но не называет при этом предмета своего глумления его именем. Понятно, что подобное положение даёт самый широкий простор мерзавцам и делает их неуловимыми если не для кулаков, то для суда и администрации.
Подобное положение не может быть терпимо, т.к. при слабовольности и податливости русского человека положение это неизбежно и в короткое время приведёт страну к гибели, подорвав в народе те понятия, которые лежат основой силы каждого государства.
Народ, потерявший понятие о своём национальном достоинстве, – уже не может быть народом-властелином; его участь – участь раба.
К этому и ведут Россию те, по заказу которых производятся кощунства и глумления и устно и в печати».
Кстати сказать, у «Русской правды» с местной властью отношения были далеко не дружескими. Больше того, газета преследовалась и зачастую конфисковывалась без всяких объяснений.
Вот как это происходило.
«…Пристав Зодиев кричал и топал на служащего в редакции, требуя выдачи уже разобранных номеров, угрожая ему в противном случае «сгноить» в тюрьме и выслать из Астрахани и его и редактора.
Помещение редакции оцепили городовыми, которые, пугая прохожих, набрасывались на них и обыскивали, не несут ли они «Русскую правду». Ничего подобного не делается при конфискациях революционных газет.
…В день выхода «Русской правды» весь дом Усейнова, где помещается типография, был оцеплен полицией, одетой и переодетой. В момент выхода номера вошли в контору 10 человек полицейских во главе с Антохиным, но не захватили ни одного номера, т.к. она моментально была разобрана ожидавшими её монархистами.
Говорят, что на другой день полиция скупала номера, платя по 15 копеек за номер.
Озорники мальчишки, чтобы подурачиться, наложили в большую тряпку отрубей и бросились со всех ног бежать, крича: «Русская правда»! «Русская правда»!» Вышел новый номер «Русской правды»! Полиция – за ними. Кричат: «Стой! Держи! Вернись назад! А то вот мы вас!» Наконец мальчишек среди собравшейся толпы нагоняют. С чувством удовлетворения полицейские хватают тряпку. Из неё сыпятся отруби… Прохожие смеются. Всё это правда смешно, но ещё более грустно. Усилие не по разуму».
И это 1908 год! Разгул столыпинской реакции, как до сей поры называют это время учебники истории.
«Кого душат? – вопрошал в одной из статей Тиханович-Савицкий. – Людей, которые затормозили революцию в то время, когда Правительство растерялось? Издающиеся на гроши народные патриотические газеты задушить на законном основании нетрудно.
А вот что вы, господа, будете делать, когда останетесь одни с «товарищами»? И когда эти «товарищи» пойдут низвергать «ненавистное» им «Царское Правительство»?
Сдадитесь на капитуляцию?»
История, как известно, очень скоро ответила на этот горький вопрос. И всё-таки: почему власть преследовала «Русскую правду»? Ответ я нашёл в одной из публикаций конфискованного номера газеты. Да простят меня читатели за обильное цитирование, но заметку эту хочется привести дословно.
«Радий в чужой постели» или открытый разврат с разрешения и одобрения Правительства
Стыдно! Гадко! Пошло! Пожалуйте, здесь девочек раздевать будут, цена дешёвая… зазывает Струйский (он же Кобзарь) в театр. Вторая неделя Великого Поста. Россия говеет. Россия молится. В понедельник в театре шла пьеса.
Молодой жених. Завтра свадьба. Но жених боится, что у него не выйдет: первый раз трудно и просит приятеля проложить ему дорогу… Приятель согласен… Брачная ночь. Новобрачный раздевает новобрачную, и она бежит за перегородку на постель. Приятель не идёт. Молодой волнуется.
Она зовёт… Лампа гаснет… Входит приятель и пробирается к молодой за перегородку, слышна возня…
Боже мой! До чего можно опошлиться, до чего опуститься!
И это делается открыто; в Великий Пост. В рядах и ложах мелькали мундиры чиновников, учителей, судейских. Хороший пример для народа!
На представлении присутствовал Его Превосходительство Губернатор И.Н. Соколовский».
№ 11 газеты «Русская правда» за 1908 год, напечатавший эту заметку, был по распоряжению губернатора конфискован без объяснения причин…
Не возымело действия и обращение председателя Союза русского народа доктора Дубровина в Священный синод с ходатайством «О принятии мер для запрещения подобных пьес совсем, а также к недопущению вообще театральных и других представлений под православные праздники».
Но «Русская правда» не унимается.
«В Летнем театре сада «Аркадия» драматическая группа Строителева с разрешения и одобрения правительства снова начала ставить известные своей похабщиной фарсы, как, например, «Радий в чужой постели», «Мартовский кот» и пр. Конечно, подобные фарсы доставляют удовольствие и удовлетворяют похоть…
Разные Арцыбашевы и иже с ними, учреждающие «Лиги свободной любви», откуда 14-летние девочки направляются в родильные дома, – достаточно деморализовали читающую их произведения публику. Кстати, на открытой веранде в саду Отрадном есть один нумерок, рисующий молодёжь из числа членов «Лиги свободной любви».
Воистину жизнь развивается по спирали. Замени Арцыбашева современным гламурным «писателем», и будто не о далёком 1908 годе читаешь, а о родимом 2009-м!
То, от чего устранилась власть, взяли на себя молодые монархисты. На Великий пост, во время показа очередной «постыдной пьесы «Амур в ванне», они бросили на сцену бутылки с дёгтем и скипидаром. Великовозрастный обалдуй, изображавший Амура, выскочил из ванны голый и бежал в уборную, где заперся и стал орать благим матом, думая, что будут бить актёров. Такое же происшествие случилось и в Тамбове. В результате чего группа, которая должна была ехать в Астрахань, от своего намерения отказалась».
Самое интересное, что решением Астраханского съезда мировых судей монархисты были оправданы!
В борьбе за нравственность не может быть компромиссов! Под таким девизом вела свою неравную борьбу «Русская правда». Крепко доставалось от неё всё той же газете «Волга». Указывала «Русская правда» и на распространителей порнографии, и на содержателей притонов и публичных домов, и на Пироговское медицинское общество, развращающее девушек, женщин и детей. Увы, общество и власть, заражённые вирусами вседозволенности, морального, нравственного и культурного разложения, неизбежно ведущих к катастрофе, раздражённо отмахивались от неутомимых правдолюбов.
А вот о судьбе Н.Н. Тихановича-Савицкого мне, к сожалению, удалось узнать немного. Даст бог, найдутся в архивах какие-нибудь новые сведения о председателе Астраханской народной монархической партии и редакторе «Астраханской правды», как отыскались утраченные было газетные подшивки. Доподлинно известно, что телеграмма Нестора Николаевича с мольбой к царю не отрекаться от престола была одной из последних депеш, полученных императором. Увы, не внял самодержец голосу одного из самых преданных своих подданных, отступил и погиб.
А может, прими он ближе к сердцу отчаянный вопль Тихановича-Савицкого, и история России повернулась бы по-другому.
Как знать…
Очерк подготовлен по материалам Астраханского государственного архива.