Что делать, если тело тебя предаёт
Увы, природа отвела человеку лишь 35–40 лет оптимального функционирования. Причём «функционирование» в понимании эволюции означает только одно – способность к продолжению рода. По окончании же этого непродолжительного периода природа теряет к своим детям всякий интерес. Половых гормонов вырабатывается всё меньше, что приводит к нарушениям в работе всех остальных органов и систем – мозга, сердца, сосудов, мышц, костей, кожи, клеток. Запускается процесс старения.
Профессору Преображенскому и не снилось
Гормоны, эти микроскопические частицы, вырабатываемые железами внутренней секреции, оказывают решающее воздействие не только на физиологические процессы: чувство голода и метаболизм, рост и апоптоз клеток, половое влечение и репродуктивный цикл, состояние иммунной системы и её готовность к борьбе за существование. Они влияют на жизнь в целом: определяют, с каким настроением ты сегодня проснёшься, обрадуешься близким или возненавидишь весь мир, захочешь написать стихи или удавиться.
Тысячелетиями люди искали способ если не остановить старение, то хотя бы замедлить. К примеру, профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова пересаживал людям яичники и семенники обезьян. Сегодня реальностью стали фармакологические препараты, содержащие биоидентичные молекулы (то есть точные копии) гормонов, вырабатываемых половыми железами человека. А недавно были созданы и новые трансдермальные (вводимые через кожу) формы таких препаратов.
Однако много ли вы знаете людей, которые принимают гормональные препараты? И главное – решились бы вы сами на такой курс? Лично я, если честно, пока нет.
Гормональная (а точнее гормонозаместительная) терапия окружена массой мифов, предрассудков и заблуждений. Чтобы развеять хотя бы часть из них, ведущие российские специалисты, участвовавшие в XI Международном конгрессе по репродуктивной медицине, провели встречу с представителями прессы. Главными темами стали увеличение пенсионного возраста и снижение работоспособности населения России. А также старение вообще, как глобальная демографическая проблема, и способы улучшения качества жизни, обеспечения здоровья и высокой социальной активности граждан старше 40 лет.
– Людям нужна гормонозаместительная терапия! – не раз подчёркивал в ходе пресс-конференции академик РАН, доктор медицинских наук, директор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Геннадий Сухих. – Она может уберечь от множества возрастных заболеваний (включая онкологию), способствует продуктивному труду и до, и после пенсии, помогает в интимной сфере. У нас не принято говорить о сексуальности тех, кому за 60. А зря! Ведь словосочетание «сексуальная активность» практически равнозначно понятию «жить».
По словам академика, очень важно не пропустить момент, когда пора приступать к гормонозаместительной терапии. Тогда она сможет оказать самое эффективное воздействие. Не менее важно попасть к грамотному специалисту, подобрать наилучшую комбинацию препаратов и самый «неразрушаемый» путь их доставки в организм (инъекции, аппликации или др.). Но главное – заинтересовать людей, просветить, рассказать, что принимать современные гормональные препараты не только можно, но и важно. Ради них самих и их близких.
Это страшное слово – гормонотерапия
Куда менее оптимистично была настроена академик РАН, директор Института клинической эндокринологии РАН Галина Мельниченко:
– Вопрос в том, как к человеку поступает информация. Ведь как у нас часто бывает: человек где-то что-то услышал, купил какие-то бады, стал принимать какие-то «змеиные супчики», в которых неизвестно что намешано. В том числе, например, такие старые, ещё из 70-х годов, препараты, как метилтестостерон, крайне разрушительно воздействующий на печень. Разумному человеку не придёт в голову выбирать лекарственный препарат, увидев рекламу в интернете. Но ведь выбирают! Только врач должен подбирать лечение. И только каждому пациенту индивидуально.
По словам академика РАН, доктора медицинских наук, главного специалиста по акушерству и гинекологии Министерства здравоохранения Лейлы Адамян, самые типичные страхи в отношении гормонозаместительных препаратов – риск развития онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений работы системы свёртывания крови, а также увеличение массы тела.
– Если у женщины есть предрасположенность к метаболическим нарушениям, гормональные препараты действительно могут вызвать увеличение веса, – подтвердила Лейла Адамян. – Скажу больше, они влияют и на печень, и на почки, и на многие другие органы и процессы. Но! Гормональные препараты бывают разные. Если их принимать дозировано и персонифицировано, если не имеется противопоказаний и предрасположенностей, если выбран современный, максимально очищенный препарат и верный способ его доставки – риск побочных явлений минимален. И уж точно он гораздо меньше, чем от нездорового образа жизни. Старение на 80% зависит от образа жизни – от питания, физических нагрузок, интеллектуального развития.
– Выбор гормональных препаратов и способов их введения в организм у наших врачей сейчас достаточно богатый, – поддержал её член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, главный специалист по урологии Минздрава РФ Дмитрий Пушкарь. – Проблема в другом: общество не готово. И врачам придётся взять на себя не свойственную им функцию – просвещения. Поэтому решено создать репродуктологическую школу, которая займётся в том числе и этими проблемами.
Хочу, могу, действую
«И жить торопится, и чувствовать спешит». Это строку из Вяземского Пушкин сделал эпиграфом к первой главе поэмы «Евгений Онегин». Она – о многом. В частности, о том, как использовать отведённое тебе время. Во времена Пушкина средняя продолжительность жизни составляла 32 года. Мужчины нередко не доживали и до 30. А женщина в этом возрасте считалась глубокой старухой. Так что торопиться следовало.
Нам сегодня вроде бы можно и не спешить. У нас есть возможность спокойно жить до 75. А применение гормонозаместительных препаратов способно отодвинуть и эту границу, и улучшить качество жизни.
Правда, вопросов ещё много. Первый – стоимость такой терапии. По словам представителя одной из российских фармкомпаний, минимальная цена курса – 700 рублей в месяц. Далеко не всем пенсионерам это доступно.
Второй: где взять хороших врачей? И как преодолеть недоверие к имеющимся? Третий: как изменить отношение общества к пожилым людям и теме возраста вообще? Нам кажется, если не замечать его, не говорить о нём, то старения как будто и не существует. Нормальный защитный механизм подростковой психики. Пора взрослеть. И в этом смысле тоже.
А самый сложный вопрос: зачем? Ведь перед тем, как пойти к специалисту по гормональной терапии, человеку нужно – для начала – хотя бы захотеть жить. Наши люди этого не хотят. Они ВЫживают. Или ДОживают (кстати, именно так называют пенсионный период в нормативных документах – «возраст дожития»). Как сделать так, чтобы у людей появилось то, ради чего стоит жить, – вопрос, к сожалению, уже далеко не медицинский.
Вероника Милославская