Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 августа 2023 г.
Литература Интервью

Жить надо так, чтоб не сказали «помер»

Честь и удача остаться в русской словесности хотя бы одной строкой

25 августа 2023
Давний и любимый автор «ЛГ» Владимир Вишневский

Владимира Вишневского справедливо называют едва ли не самым цитируемым современным российским поэтом, его стихи стали частью народной разговорной культуры, а про самого автора говорят: «Вишневский – это эпиграф». Беседуем о канонической поэзии, одностишиях и могучем русском языке.

– Владимир Петрович, несмотря на то что вы стали известны благодаря ироническим одностишиям, спрошу о канонической лирической поэзии. Как она повлияла на ваше творчество и мироощущение?

– Спасибо за вопрос. Мне не придётся возражать известному стереотипному представлению обо мне как об авторе только иронических коротких стихов, в частности – тех самых одностиший. Я начинал с лирики, и, забегая вперёд, добавлю, что сейчас снова к ней пришёл. Лирику я писал всегда, просто более известны были мои одностишия. Я всегда напоминаю, что в антологию лирики XX века, составленную Евгением Евтушенко, «Строфы века», вошли именно такие мои стихи. Я пишу лирические стихотворения, они издаются в моих новых книгах, одна из которых – «!Я:аве,ухО».

– Вернёмся к моностихам. Их популярность – это ответ на запрос времени на лаконичность/афористичность?

– Я не раз, как вы догадываетесь, отвечал на подобный вопрос, и могу сказать следующее. Я, видимо, задолго до появления модного термина «тренд», таковой нечаянно создал. И премьера моих одностиший (а это слово придумал я) состоялась именно в родной, любимой «Литературке» более тридцати лет назад. По мнению более продвинутых, чем я, экспертов, я каким-то дьявольским образом совпал с эрой клипового сознания, когда поэт должен успеть сказаться одной строкой, как я шутил ещё в прошлом веке – «пока не долетел предмет из зала»», когда у читателя/слушателя нет сил услышать вторую строку, когда «нет времени на медленные танцы». И вот Провидение, Небо дало мне возможность быть идентифицированным на своей скромной территории, одарило способностью фиксировать строчку как суверенное стихотворение. И это я благодарно считаю удачей, хотя я никогда не соглашался с тем, что я открыл этот жанр. Были, например, и Карамзин, и Брюсов с его «О закрой свои бледные ноги». Традиция моностиха существовала, просто я популяризовал его, как мне сказали, сделал достоянием масс, и, говоря более современным языком, «подсадил» огромное количество своих читателей и последователей на однострочную поэзию. И это, так сказать, идеально просоответствовало эпохе ускорения. Приведу знаковую свою строчку, пусть не самую известную: «Как важно оборвать стихотворе…» Когда я осознавал, не теряя самоиронии, свою условную роль в этом деле, то родились такие стихи с приветом классику:

Я памятник себе нерукотво…

Да нет, не воздвигал, но так уж вышло,

Что есть уже фундамент для него:

НАРОДУ ПОСВЯТИЛ Я ОДНОСТИШЬЕ!


Когда-то писатель Ян Парандовский высказал лестное для меня предположение: «…иногда поэты задумывались: а не следовало бы остановиться, написав первую строку, словно бы посланную с неба? Зачем добавлять вторую, которая обычно даётся с трудом, ценой всех капризов и случайностей, называемых рифмой? Не выглядит ли временами эта вторая строка так, будто её нам подсунул злобный и коварный враг, чтобы разрушить очарование первой строки? Если такие однострочные стихи восхищают нас в записках и черновиках поэтов, издаваемых после смерти авторов, то почему не закрепить за моностихами право на самостоятельное существование? Однако никто из поэтов на это не отваживается…» Получилось, что мне хватило наивности и безумия остановиться… Возможно мой имидж одного из самых цитируемых поэтов сложился с начала века благодаря популярности и востребованности моих одностиший. Надеюсь, пределы необходимой самоиронии соблюдены.

Не устаю повторять, что я только ухо, которому повезло, а одностишия – это проявление гениальности великого русского языка, на котором возможно сказать, например, так: «Тут я заснул, но было уже поздно…» – или моё любимое, ставшее названием целой книги: «Всё больше людей нашу тайну хранит».

– Сегодня очень много споров об иностранных заимствованиях, вторгнувшихся в русский язык. Для вас это катастрофа или инструмент?

– Я влюблён в великий и могучий, правдивый и свободный, в моих жилах течёт русская речь. Нашему языку не страшно никакое влияние: любой сленг, любое заимствование он вбирает и перемалывает себе на пользу. Ему не грозят никакие иноязычные вторжения, более того, он осваивает их и подчиняет себе. Да, есть слова, которые вполне естественно вписались в нашу обиходную речь, и я не считаю, что это реальная опасность – зачастую это вопрос вкуса говорящего, тем более что язык наш – непревзойдённый «гений креатива», как я утверждаю, самая успешная отрасль в стране.

Например, слово «движуха» – какое весёлое, органичное для нас русское слово. Когда-то в русский язык из молодёжной среды вошло слово «облом», а сегодня оно воспринимается как такое естественное, несколько угрюмое, очень русское слово. Недаром, наверное, со времён пандемии всё чаще Сеть цитирует моё давнее одностишие, которое невольно выразило алгоритм нашего уникального оптимизма: «В готовности к облому – наша сила!»

Продолжая тему «иностранщины», отмечу: по-моему, уже не стоит искать замену словам, уже прописавшимся в нашем языке, таким как, например, «селфи», «дедлайн», «тренд», далее продолжайте сами. Я считаю, что умеренное и адекватное использование иностранных слов в русском языке вполне уместно, и с этим не надо яростно бороться. Позволю себе закончить ответ стихами из цикла «ЯзыкоЗрение»:

«Ведь я тебе практически не вру…» –

Сказать так можно только в нашем RU.

Великий и могучий и правдивый –

Необходивный.


– В преддверии юбилеев принято подводить итоги. Делаете ли это вы? Чем вы особенно гордитесь и что ещё предстоит осуществить?

– Любой юбилей опасен пафосом так называемого подведения итогов, чего бы точно не хотелось делать. Я, как участник многих дружеских юбилеев, знаю наизусть все штампы и стереотипы, например заявление юбиляра о том, что он не жалеет ни о чём… Я о многом жалею. Никаких самооправданий нет. Ясно, что я был заточен под гораздо большее. Но я благодарен жизни за то, что она не воспрепятствовала мне сделать то, что удалось сделать. Я рад, что у меня есть читатели и что пока их много, что мои книги вышли при жизни. Недаром в юбилейный год у меня сложилось такое двустишие, которое я называю недобасня.

Писатель – долгожитель. Драма жизни:

Он пережил читателя в Отчизне!..


Вот чего не хотелось бы!..

Честь и удача остаться в русской литературе хотя бы одним стихотворением, да чего там, одной строкой, хотя бы вот этой: «Жить надо так, чтоб не сказали «помер».

Никакого самооправдания, но думаю, что среди моих тридцати книг не было ни одной случайной, за которую мне было бы сегодня стыдно, как и за два-три десятка избранных стихотворений.

В завершение почему-то вспомнился стишок не из их числа:

Не на попятный и не на рожон,

И не «на ВЫ», а к – вам иду, поэт…

На «как живёшь?» российский дам ответ:

«Могло быть хуже – значит, хорошо!..»


Поздравляем Владимира Петровича Вишневского с 70-летием! Желаем благодарных читателей, новых книг и неиссякаемой самоиронии!

_________________________________________________________________________________

«ЛГ»-досье

Владимир Петрович Вишневский – поэт. Лауреат профессиональных премий, в том числе: «Золотое перо России» (дважды), «Венец», «Золотой Остап», Национальной премии «Любовь народная». Отмечен многими наградами, удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2021). Автор книг «Поцелуй из первых уст», «Подписка о взаимности», «Московская прописка», «Спасибо мне, что есть я у тебя», «Всё больше людей нашу тайну хранит», «ГЕХТ» и др.

Тэги: Поэт
Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ювелир туркменской речи

    01.03.2024
  • Трагедия и традиция

    14.02.2024
  • Два друга-поэта

    07.02.2024
  • Поле боя

    14.09.2023
  • Любовь провозгласить страною...

    08.09.2023
  • Александр Башлачев: любовь убивает

    57 голосов
  • Сверхновая печаль

    53 голосов
  • Расшифровывая свою душу

    52 голосов
  • Смерть на взлете

    52 голосов
  • «А был он лишь солдат…»

    44 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS