Обсуждение Генплана развития Москвы до 2025 года продолжается
Встречи властей с жителями для обсуждения проекта Генерального плана развития Москвы до 2025 года будут продолжены в сентябре. Такое решение приняло правительство Москвы по настоянию мэра Юрия Лужкова. Первоначально планировалось провести публичные слушания с 23 июля по 12 августа. Но, как справедливо заметил столичный градоначальник, как раз на это время приходится самый разгар отпусков. А это значит, что высказать своё мнение удалось бы далеко не всем, кому интересно будущее города. Пока участие в слушаниях приняли всего 29 тысяч человек, однако и они уже высказали много ценных идей. В любом случае осень будет «жаркой» и для москвичей, и для чиновников: предстоит новый раунд дискуссий и обмена мнениями. Времени, чтобы учесть все пожелания, не так много: Генплан должен быть утверждён Мосгордумой и мэром до 1 января 2010 года. А потому самыми проблемными вопросами будет заниматься лично главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
Каким будет новый Генплан города? Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин охарактеризовал его как «Генплан с человеческим лицом». «Он, в общем-то, таким стал ещё в 1995 году, так как его разработчики ориентировались не на создание столицы имперского государства, как прежде, а в первую очередь на город с комфортными условиями для жителей, – констатирует главный строитель Москвы. – Но за прошедшие годы многое изменилось. Поэтому происходит актуализация плана и изучение мнения жителей». Итак, что обсуждают в эти дни власти с москвичами? Во-первых то, как изменится качество жизни в городе. Акцент делается не на вводимых «квадратах», не на «плане по валу», а на том, ради чего строить и как строить. Одна из главных целей Генплана – приблизить наконец обеспеченность жителей российский столицы жильём к европейским стандартам. Ожидается, что к 2025 году на каждого москвича будет приходиться по 24 квадратных метра против нынешних 21,4. Важнейший вклад в достижение этой цели внесёт социальное строительство: оно запланировано на уровне 47 млн. квадратных метров. Причём город будет оставаться главным застройщиком: по его заказу будет строиться более половины жилья в Москве.
Но качество жизни измеряется не только, а иногда и не столько квадратными метрами. Немного радости – иметь квартиру, пусть даже и трёхкомнатную, но в хрущобе. Согласно Генплану, под снос должно пойти около 20 млн. квадратных метров ветхого и некомфортного жилья. Переселение будет, как и прежде, в пределах района, а для жителей ЦАО и Зеленограда – в пределах округа. Жилые дома будут массово строиться за МКАД, но переезд туда будет делом сугубо добровольным. Не жильём единым живут москвичи – и власти это прекрасно понимают. Поэтому строительство медицинских объектов будет увеличено в два с половиной раза, образования – втрое, спорта – вчетверо, а культуры – впятеро. Главные строительные площадки в черте города будут расположены между Третьим и Четвёртым транспортными кольцами. Здесь будут располагаться новые «центры притяжения»: деловые и торгово-развлекательные центры, офисы, жильё. Благодаря этому люди больше не будут обречены ежедневно ездить на работу в перегруженный центр города. Сократятся волны автотранспорта и пассажиропоток в часы пик, уменьшатся пробки.
Однако борьба с пробками не ограничится одним лишь «перераспределением потоков». Одна лишь магистральная дорожная сеть – не считая второстепенных дорог и проездов – увеличится до 2534 километров. Будет построено 420 крупных развязок, мостов и тоннелей. Автолюбители, несомненно, будут рады планам по строительству гаражей общей вместимостью 2,1 млн. машино-мест. Тем не менее любому ясно, что тотальная автомобилизация в условиях мегаполиса – это тупиковый вариант. Поэтому Генплан делает главную ставку на общественный транспорт. Протяжённость линий внеуличного скоростного транспорта будет увеличена почти в полтора раза: до 440 км против нынешних 300. Причём система такого транспорта будет разнообразной: в неё войдут не только метро, но и внутригородские электрички, монорельс и скоростной трамвай. А чтобы разные элементы системы эффективно дополняли друг друга, будут строиться узловые станции с перехватывающими парковками, где с одного вида транспорта (или личного авто) можно будет пересесть на другой.
Итак, «что» и «для чего» – ясно вполне. Цели благие и вряд ли вызывают у кого-либо возражения. Главной проблемой остаётся вопрос «как». Именно в нём заключается главная сложность Генплана и именно ради него власти затеяли публичные обсуждения. Зонирование города, выделение территорий, которые будут перестроены полностью, частично или не будут затронуты вовсе, – вот где кроются ответы на вопрос «как». Многие из тех, кто побывал на слушаниях и принял участие в обсуждении Генплана, были шокированы сложностью и огромными масштабами картины. Что ж, никто ведь не обещал, что будет легко. И Москва, в которой мы живём, не простой город, а многомиллионный мегаполис. Те, кто хочет разобраться, должны приложить определённые усилия, вникнуть в суть представленных материалов, усвоить некоторые специальные термины. Без этого обсуждать сложную проблематику градостроительного планирования невозможно.
Впрочем, власти делают всё, чтобы максимально облегчить жителям понимание сути проблем. «Грош цена всем нашим слушаниям, если человек в ходе них не может узнать о том, что его волнует, – напутствовал Владимир Ресин работников Москомархитектуры накануне первого раунда слушаний. – Не будем демонстрировать эрудицию, оставьте это для профессионалов. Нам расскажите о развитии Москвы так, чтобы это стало понятно каждому жителю, независимо от образования. Спросим, что интересует тех, кто пришёл сюда сегодня». Интересует людей многое, но важно помнить, что правильно заданный вопрос – это половина ответа. Часто жители пытаются завести разговор о самых мелких деталях. «На многие вопросы, с которыми приходят люди, в Генплане просто нет ответа. Например, будут ли утеплять фасады в конкретном доме», – рассказывает главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
Нужно понимать, что Генплан – это не о конкретном доме, фасаде и конкретных интересах Ивана Ивановича или Ивана Никифоровича. Это – обо всём городе. Единица измерения здесь – квартал, а не отдельный дом. Генплан похож на огромную карту боевых действий – где наступление по всем фронтам ведётся на плохие жилищные условия, неустроенность и неудобства. Задавать вопрос о конкретном фасаде – это всё равно, что спрашивать маршала Жукова, когда подвезут снаряды N-ской батарее. Детали Генплана прорабатываются отдельно и на другом уровне. Тем не менее город делает всё, чтобы дать жителям ответ на любой вопрос – если такой ответ существует в принципе. Для этого в каждой управе, на каждой выставке есть специально обученный сотрудник Москомархитектуры, который отвечает на все вопросы. Есть также представители префектур, управ.
Но обсуждение Генплана – это не только «вечер вопросов и ответов». Москвичи не только узнают что-то новое, но и сами высказывают своё мнение о Генплане. По результатам летнего этапа слушаний Москомархитектуры составило специальную карту, где отмечены районы по цветам. Зелёные – всё нормально, нет существенных возражений, жёлтые – есть дискуссионные вопросы и красные – где есть недовольство жителей, существенные замечания. «Красных» районов на весь город пока 14. Александр Кузьмин заявил, что будет лично встречаться с жителями во всех этих 14 районах и находить компромиссы. И хотя большинство москвичей не архитекторы, многие их идеи оценили по достоинству даже асы градостроительства. «Было очень приятно услышать их из уст неспециалистов, приятно убедиться, что жителям небезразлична судьба города, его облик. Все замечания, пожелания, мнения москвичей уже собраны, внимательно рассматриваются рабочими группами и в итоге всё попадает в городскую комиссию, которая будет принимать конкретные решения», – отметил директор НИИ Генплана Сергей Ткаченко.
Мнений много, предложений – тоже. Но должно быть ещё больше, потому что большинству москвичей, смеем надеяться, всё-таки небезразлична судьба города. Именно сейчас у каждого есть отличная возможность высказаться, чтобы потом жить в городе, который действительно удобен, чтобы повлиять на будущее Москвы и заработать право называть её «своим городом». «Это делается не для галочки, а для того чтобы будущий Генеральный план развития столицы был, как образно говорится, с человеческим лицом, чтобы он устраивал москвичей, особенно молодое поколение, – подчёркивает Владимир Ресин. – В этом случае действительно будет польза, и власть получит мнение людей, что делать, а возможно, не делать дальше. От граждан, которые выскажут свои замечания, зависит, как Москва будет развиваться до 2025 года».