Депутат Мосгордумы Сергей МИТРОХИН о точечных застройках и экологии
Родился в 1963 г. Окончил Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Работал заместителем директора Института гуманитарно-политических исследований. Кандидат политических наук, автор нескольких десятков публикаций в России и за рубежом. Член партии «Яблоко».
Участвовал в подготовке 82 действующих законов, посвящённых вопросам защиты прав граждан, государственного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, местного самоуправления, борьбы с коррупцией, национальной безопасности и экологии.
В 2003 г. указом Президента РФ назначен членом Комиссии по контролю за ввозом в Россию отработанного ядерного топлива иностранного происхождения.
В 2005 г. избран депутатом Московской городской думы.
С 2008 г. – руководитель фракции «Яблоко – объединённые демократы».
В настоящее время является членом комиссий по безопасности, городскому хозяйству и жилищной политике, государственному строительству и местному самоуправлению, перспективному развитию и градостроительству, экологической политике, а также членом бюджетно-финансовой комиссии.
– Вы являетесь членом 6 комиссий. Какая деятельность наиболее важна для вас и почему?
– Наиболее важна та, которая ближе к интересам граждан. Сейчас так получается, что активнее я работаю в комиссиях по экологии, градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Да, и ещё комиссия по бюджету, потому что от бюджета действительно многое зависит.
– Расскажите о деятельности комитета защиты москвичей.
– Он был создан несколько лет назад. Я уже сложил полномочия депутата Государственной думы, но ещё не был избран депутатом Московской думы. Понадобился статус для отстаивания прав граждан, поэтому мы создали комитет защиты москвичей. Когда я стал депутатом Мосгордумы, необходимость в такой организации отпала, все эти задачи я решаю уже как депутат. И комитет защиты москвичей растворился в деятельности московского «Яблока». Кроме того, создана ещё одна организация – комитет гражданского контроля, взявшая на себя многие вопросы, которыми занимался комитет защиты москвичей. Но я не считаю, что комитет защиты москвичей сегодня прекратил своё существование. В зависимости от ситуации он вполне может возродиться.
Сейчас люди обращаются в московское «Яблоко» по вопросам, связанным с градостроительством, уплотнительной застройкой, с которой мы ведём борьбу более активно, чем кто-либо. Это вопросы нарушений строительных норм (в последнее время – огромное количество). Много обращений в связи с угрозой разрушения домов, особенно в центре Москвы. И, конечно, экология. Защита зелёных насаждений, парков, лесов, скверов. В области ЖКХ обращения связаны с ростом тарифов и с проблемами капитального ремонта, проблемами создания ТСЖ (товарищества собственников жилья) – это признание их властями и вопросы местного самоуправления. Кстати, недавно произошло знаменательное событие: в Мещанском районе Москвы было создано первое ТОС (территориально-общественное самоуправление) «Наш квартал». Я считаю, что это революционное событие, хотя его никто не заметил. Это важнейшая победа гражданского общества в Москве. И я ставлю в качестве задачи создание таких ТОСов по всей Москве.
– А можно подробнее?
– Они прошли через огромное количество препятствий, им помогало отделение «Яблока» по Москве, мой заместитель по вопросам самоуправления Семён Бурт, молодой человек, член молодёжной палаты при Мосгордуме. Чиновники оказывали очень серьёзное сопротивление, пытались бюрократически замотать этот вопрос. Сейчас речь идёт о регистрации этого ТОСа, и нас ожидают новые трудности. Тем не менее он создан. ТОС объединяет большое количество домов на территории Мещанского района. Началось это движение в связи с противодействием плановой реконструкции этого района, в рамках которой хотели сносить дома. Центр Москвы – привлекательное место для инвесторов. Были планы по сносу домов и строительству новых, уже с новыми жителями, которые способны купить квартиры в этих новостройках. На первых порах этим занимался тогда ещё комитет защиты москвичей, потом ситуацию взяли под контроль в московском «Яблоке».
Помимо этого шла борьба с большим количеством точечных застроек по Олимпийскому проспекту, т.е. возникло много локальных инициативных групп. Потом люди поняли, что им надо объединяться и нужна легальная форма. Действующее законодательство такую форму предусматривает. И московский закон тоже. Другое дело, что никто ещё не сумел добиться реализации этого проекта в Москве. Они пионеры, я их с этим поздравил. Тот факт, что управа не предоставила им помещение для собраний, показывает отношение чиновников. Они собирались в тесной квартирке, занимаемой правлением ЖСК. Тем не менее были делегаты, избранные от домов, они избрали Совет, председателя, создали орган реальной защиты интересов граждан по месту жительства, и нам теперь с ними будет гораздо легче работать, чем раньше, когда мы взаимодействовали с разрозненными группами. И им, в свою очередь, проще будет отстаивать собственные интересы.
– Сейчас в Москве ситуация с точечной застройкой изменилась или по-прежнему осталась тяжёлой?
– Да, была тяжелейшая борьба. Однако удалось добиться отмены уже более сотни строек только там, где мы участвовали, на самом деле их больше. И, кроме того, точечная застройка запрещена постановлением московского правительства. Хотя, конечно, сейчас остаётся неприятный «хвост» – это те стройки, решения по которым были приняты раньше, до постановления № 714, и которые не были отменены специальной комиссией во главе с главным архитектором Москвы Кузьминым. По ряду адресов не удалось отбить яростного натиска инвесторов-застройщиков. Это, конечно, печально, но по точечной застройке как таковой нанесён серьёзный удар, т.е. новые планы точечных застроек сегодня не такие грандиозные, как ещё 4–5 лет назад. Инициативные группы, которые боролись вместе с нами, создали линию обороны, защитили остальных москвичей от точечных застроек.
Но сейчас возникает другая угроза, связанная с реконструкцией целых кварталов и микрорайонов. По новому генплану огромное количество домов должно быть снесено. Это уже не только пятиэтажки, но и 9–12-этажные дома. Эта история тоже может обернуться большими неприятностями для людей, потому что их дом должны снести, на его месте построить новый, в котором уже будут жить не они. Возникают вопросы: куда переселят, каким будет качество жилья – оно может оказаться не таким хорошим, как сейчас, и т.д. Особенно волнуются люди, которые живут в приличных домах, хотя и старых.
В 50–60-е годы строили не только хрущёвки, но и добротное жильё, причём в хороших районах города. Эти здания либо всеми правдами и неправдами признают аварийными, либо они попадают в план реконструкции. Да, есть норма закона, согласно которой жильцов должны переселять в границах своего района, либо соседнего, либо в границах Центрального округа, если они там живут. Но эта норма далеко не всегда выполняется. Есть разные средства давления. Когда в центре выселяют, возникает масса проблем, вплоть до поджогов, сознательных действий по обрушению дома, доведению его до аварийного состояния и т.д.
Но тут нам кое-что удалось сделать. Мы уже давно ставим вопрос о том, чтобы решения о таких переселениях и сносе принимало не Правительство Москвы, а Московская городская дума. Это соответствует федеральному законодательству. Однако московские чиновники долго не хотели признавать этого права, а Мосгордума – утверждать адресные программы переселения: в них должны быть адреса сносимых домов и адреса нового расселения. И вот недавно чиновники признали нашу правоту и даже сами внесли проект поправок в Федеральный закон о том, что в Москве и Санкт-Петербурге, для которых делается исключение по вопросам местного самоуправления, эти адресные перечни должны утверждать не органы местного самоуправления, как во всех остальных регионах, а МГД и законодательное собрание СПб. Кроме того, когда представитель Правительства Москвы выступал по этой поправке, я специально ему задал вопрос, будут ли какие-нибудь переселения без этих адресных программ, он сказал, что не будет. Теперь москвич вправе спросить, где адресная программа, утверждённая МГД. Нет адресной программы – до свидания.
Пока есть такая гарантия, но это на ближайшие год-два. По завершении финансового кризиса у инвесторов появятся деньги, и может развернуться новая эпопея, связанная с градостроительными страданиями граждан, потому что планы реконструкции грандиозные, и огромное число москвичей с этими планами не согласится. Но это будет уже новая реальность, всё будет зависеть от того, как поведёт себя власть, каким будет состав МГД.
– А с торговыми центрами какая ситуация?
– Сейчас темпы строительства торговых центров сократились. Такого бума, как 3–4 года назад, нет, и это тоже во многом благодаря активности граждан, которые выступали против строительства этих центров рядом со своими домами. Например, здание станции метро «Университет» хотели со всех сторон и сверху обстроить торговым центром. И на данный момент жители победили в борьбе против этих планов. Принято решение сокращать количество торговых центров, офисных зданий в Москве.
К сожалению, полностью не пресечена практика строительства коммерческих объектов под прикрытием социальных. Например, на Земляном валу планируют построить центр скульптора Рукавишникова. В благодарность за это инвестору даётся право построить рядом офисное здание, которое заслонит окна близлежащего дома. Конечно, жители против.
Или ещё одна ситуация. На улице 26 Бакинских комиссаров планируется построить новое здание «Театра на юго-западе». Но инвестору этого проекта позволят занять всю прилегающую территорию для возведения элитного жилья. Говорят, что нужно развивать театральное искусство. Но его так развивают, что жители окружающих домов выступают против этого театра: зачем им такой подарок, который отнимет жизненное пространство?! Там и так не продохнуть от пробок.
К сожалению, от этой практики ещё не отказались, на самом деле, такие схемы – это разновидность коррупции.
– С экологией в Москве тоже проблемы. В Северном округе решили установить экологические парковки, которые помогают сохранить окружающую среду. Они действительно помогают?
– Я не могу утверждать, что эта инициатива будет повсеместно внедрена, хотя, конечно, она полезна. Позволяет сохранять газоны, почву там, где машины уже всё загромоздили. Но парковки не решат всех экологических проблем. А у нас любят иногда что-то одно сделать и кричать о том, что мы защитили экологию по всему городу. Ничего подобного. Экологические проблемы очень острые, они, к сожалению, не решаются, а усугубляются.
– Какими экологическими проблемами занимаетесь вы?
– Вопросом защиты зелёных насаждений в Москве. Вот сейчас мы пытаемся инициировать поправку в закон о защите зелёных насаждений, которая позволит существенно ограничить вырубки деревьев непосредственно возле домов граждан, во дворах. Например, прокладывают коммуникации, и почему-то надо обязательно их вести под сквером и деревья там вырубить. Поэтому наша инициатива предполагает, что граждане могут обжаловать вырубку зелёных насаждений у себя под окнами. Не позднее, чем за 10 дней до дня предполагаемой вырубки, должен быть вывешен информационный щит, и люди могут обжаловать вырубку и, например, выяснить, а не связано ли это исключительно с корыстными побуждениями подрядчиков, осуществляющих работы, и т.д.
– Закон запрещает продавать пиротехнические изделия лицам до 18 лет, но многие продавцы в погоне за прибылью закон не соблюдают. Как планируется обезопасить москвичей?
– Это прерогатива правоохранительных органов. Вопрос соблюдения тишины в ночное время. Понятно, что в новогоднюю ночь вряд ли стоит усердствовать в соблюдении этого закона, но ведь петарды рвутся потом недели и даже месяцы, и здесь, к сожалению, наблюдается очень слабая реакция милиции. К сожалению, всегда выясняется, что у жителя нет никаких возможностей пресечь это, хотя есть закон о тишине: с 23.00 до 08.00 не может быть никаких работ и никакого шума. Но это положение закона остаётся благим бумажным пожеланием. То же касается и петард, и вообще шума, и разгула пьяных компаний, например, во дворах или около магазинов «шаговой доступности». Москвичи остаются с проблемой один на один. Это вопрос к работе правоохранительных органов.
То же касается и продажи пиротехники несовершеннолетним. Должна быть отлаженная система контроля. Ответственность продавцов остаётся чисто теоретической.
Но работа и структура правоохранительных органов, подход к формированию зарплаты милиционеров – это тема отдельного разговора.
Беседу вела