Война и Мир. Антология: Великая Отечественная война (1941–1945) в русской поэзии XX–XXI вв. / Идея проекта: Дмитрий Мизгулин; Гл. ред., ред.-сост. Борис Лукин; Издатель: Литературный фонд «Дорога Жизни». Некоммерческое изд. – В 18 кн. – Кн. X (Дети; А–К, авт. с 1946 по 1955 г.р.): стихи, биографии, фотографии, иллюстрации. – СПб.: Первый ИПХ, 2022. – 568 с.
«Ты выбираешь тему или тема выбирает тебя?» Разве можно однозначно ответить на этот вопрос? Не родись я в семье фронтовика, не вырасти в советскую эпоху, не помни десятки героических имён, может, и не взялся бы за этот проект: Антология «Война и Мир». Судьба? Да…
30 мая 2022 года выпускники России сдавали экзамен по русскому языку. В числе более шестисот тысяч школьников была и моя младшая дочь. Вот только можно ли было подумать, что ей достанется самая больная для нашей семьи тема «Каким должен быть настоящий солдат»?
Ещё в начале года эта тема для неё была бы такой же книжной, как и для тысяч её ровесников. Но 14 марта в Мариуполе погиб её старший брат, мой сын – гвардии матрос морской пехоты разведчик-пулемётчик Иван Лукин, погиб, прикрывая отход своих товарищей…
Написала она сочинение о брате, как в послевоенные годы писали дети об отцах, дедах, старших братьях и сёстрах – фронтовиках и тружениках тыла.
Её жизнь, её память теперь тоже разделены на два периода… Судьба? Да…
Так что сегодня, когда Россия опять столкнулась с очередным судьбоносным этапом своего развития, особенно заметно, насколько важна память о прошлом. Память о славном, великом прошлом нашего Отечества. И теперь к прошлому присоединяется новейшее прошлое, которое ещё чуть ли не сегодня было нашим общим настоящим.
Хотя тема этой статьи – выход очередного, 10-го тома Антологии «Война и Мир» и начало издания третьей её части, посвящённой творчеству следующего поколения поэтов, детей, с 1946 по 1955 г.р. (в книгах I–V – произведения отцов, до 1927 г.р.; в книгах VI–IX – произведения детей, с 1927 по 1945 г.р.), невозможно рассматривать это культурное событие в отдельности от исторического перелома в развитии человечества, в отрыве от того, что уже три месяца российские бойцы освобождают ДНР, ЛНР и Украину от неонацизма.
Последние 30 лет показали, как легко исказить в памяти новых поколений историю человечества. Пришло время вернуться к историческим истокам. Начинать надо со школы, со специальных программ и учебников, в которых Великая Отечественная будет представлена не только на картах и в датах поражений и побед, но станет полноценным собранием человеческих судеб, героических историй, которые сейчас мы можем с полной уверенностью назвать Житием победителей. О них много поэтических строк в антологии.
Наше поколение хорошо помнит не только имена, но и подвиги воинов Брестской крепости, краснодонцев, панфиловцев, Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Покрышкина, защитников дома Павлова в Сталинграде, героев блокады Ленинграда… Разве только они наши герои? На каждый день календаря можно подобрать славное имя и неповторимый подвиг. Новые поколения просто обязаны прочувствовать, мысленно прожить их Жития – как прежде вживались в фэнтези про человекопауков / кошек-поттеров.
А подобрать можно для каждого возраста: Валя Котик, Петя Клыпа, Вилор Чекмак, Аркадий Каманин, Лёня Голиков, Володя Дубинин, Марат Казей… В годы войны за боевые заслуги десятки тысяч пионеров были награждены государственными наградами, многие стали Героями Советского Союза. Их подвигов хватит на каждый день года! Тысячи пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За оборону Москвы». Каждому из них миллионы персонажей комиксов в подмётки не годятся, но это надо объяснить детям, показать разницу идеалов, увлечь так, чтобы они в пример брали именно своих предшественников…
Что же с нами случилось, что мы променяли родных нам людей, отдавших жизни за наше счастливое будущее, на фэнтезийных кукол Голливуда?
Лицом наших государственных и коммерческих организаций должны стать герои нынешней Спецоперации по денацификации Украины. Шефство над их семьями должно быть организовано по всей стране, как в своё время делали это тимуровцы. Их судьбами должны интересоваться ТВ-каналы, а не бытом сбежавших хапуг и предателей.
Ещё совсем недавно, работая в одной из школ Московской области, я в очередной раз измучил себя безответными вопросами о засилье иноязычия в стране и почти полного отсутствия уроков русской литературы и родного языка в старших классах; уроков иностранного языка в старших классах чуть ли не больше, чем уроков истории Отечества, литературы и русского языка, вместе взятых.
Разве я против изучения иностранных языков? Нет! Важно – на какую почву ложатся эти чужие знания, что мы через них транслируем в головы и души наших детей. Страшное откровение явилось мне при размышлении на эту тему: рабы должны понимать язык господ. И если отстраниться от цивилизационного фактора всечеловеческого братства, то становится жутко…
Вернусь к Антологии «Война и Мир», которая перевалила свой экватор, более половины из восемнадцати запланированных книг составлено и издано. В новом томе – произведения детей войны – поэтов, чьё рождение обязано напрямую Великой Победе и возвращению отцов домой.
Читатели, думаю, помнят, что в каждом томе их ждут не только произведения, но фотографии и биографии авторов. Традиционно открывается том эпиграфом. Выбрать эпиграф каждый раз совсем непросто. И в этот раз в числе кандидатов из более чем двухсот авторов десятого тома были строки известных поэтов: Марины Ахметовой (Махачкала), Галины Безруковой (Тверь), Юрия Белинского (Комсомольск-на-Амуре), Татьяны Брыксиной (Волгоград), Владислава Бударина (Минеральные Воды), Тамары Гордиенко (Севастополь)… В итоге эпиграфом стали строчки из стихотворения удмуртского поэта Герасима Иванцова:
Мы родились в конце сороковых,
Когда страну из пепла поднимали,
Нам имена родители давали
Своих друзей погибших фронтовых.
И радовались первенцам вдвойне,
И спрашивать умели вдвое строже,
И верили, что станем мы похожими
На их друзей, погибших на войне…
Очень хотелось передать настроение послевоенных лет, поэтому десятый том открывается двумя знаменитыми обращениями И.В. Сталина: к советскому народу 9 мая 1945 года и 2 сентября 1945 года. И если в первом случае была Победа в Великой Отечественной, то во втором – разгром Японии, которым закончилась Вторая мировая война. Изменился мир. Восторжествовали Мир и Жизнь. Но трудно поверить, что слова О. Берггольц «Никто не забыт и ничто не забыто», отзывавшиеся в сердцах послевоенных поколений, и сегодня тревожат жителей России.
Ощущение неохватности материала для Антологии появилось в самом начале работы. С годами, с приобретённым опытом укрепилось ещё и чувство ответственности и исторической важности выполняемой работы. Было уже сказано, что в Антологии впервые собрано и представлено столь широко и полно творчество нескольких поколений поэтов страны, объединённое общей темой: Великая Отечественная война и память о ней.
А изображённые на обложках монументы (в 10-м томе: мурманский мемориал «Защитникам Советского Заполярья»), установленные в память о великих сражениях и победах, подарили мне ещё одно направление работы с подростками. Как было бы правильно по примеру внедрения Пушкинской карты осуществить государственное субсидирование поездок школьников по «Золотому кольцу Великой Победы»: в Ленинград и Волгоград, на Курскую дугу, в Брест, Севастополь, Новороссийск, Орёл, Минск… Организовать специальные молодёжные лагеря с пешими походами партизанскими тропами по местам боевой славы. Это позволит новому поколению прочувствовать, как трудно было побеждать их предкам в Великой битве, не только по книгам и фильмам, а на собственном опыте (хоть и туристическом).
Надо вовремя заложить в души новых поколений понимание ответственности, возложенной на их плечи предками:
Сумеем ли мы этот груз поднять,
Какое счастье выстрадаем сами,
Чтоб нашими могли бы именами
Родившихся в те годы называть?..
(Герасим Иванцов)
Почему я так краток? Подробности работы над проектом «Война и Мир» есть на сайте в разделе «О проекте», а также – в статьях-приложениях к томам. Публиковались статьи об Антологии и на страницах «ЛГ».
Стоит только мне начать размышлять, читая Антологию, как рождаются новые идеи по патриотическому воспитанию молодёжи. Уверен, что конструктивные мысли посетят и многих её читателей.
Почти десять лет работы не прошли даром, теперь я это понимаю чётко… Радует, что скоро выйдет из печати 11-й том. В работе – 12-й. Жизнь идёт… Вёрстка десятой книги Антологии уже размещена на сайте проекта (https://stihi1941-1945.ru).
Вперёд, читатель – педагог, родитель, школьник, студент, критик, актёр, воин… Великая история России ждёт своего потомка.
Борис Лукин