Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 февраля 2023 г.
Культура Многоязыкая лира России Спецпроекты ЛГ

Живите, любя друг друга!

06 февраля 2023
Автопортрет

В минувшем году заслуженному художнику России, профессору кафедры архитектуры и дизайна СКГМИ (ГТУ) Мурату Фёдоровичу Джиккайты исполнилось 75 лет. В ноябре в Художественном музее им. Махарбека Туганова была устроена большая персональная выставка юбиляра. На открытии присутствовали официальные лица, деятели культуры, художники, писатели Осетии.

В экспозицию были включены более 200 картин разных жанров – портреты, пейзажи, натюрморты.

Когда смотришь работы Мурата Джиккайты, не покидает ощущение, будто паришь над землёй. Художник не ставит перед собой цели представить зрителю проявления человеческой слабости или пороков. Напротив, его картины полны любви к Осетии, к её истории, эпосу. Однако мы словно бы попадаем под власть мастера, вынуждены глядеть его глазами, исподволь проводя грань между добром и злом. Впрочем, в этом и состоит предназначение настоящей живописи.

Мурат Джиккайты плодотворно работает во многих направлениях изобразительного искусства. Помимо станковой живописи он активно занимается графикой и книжной иллюстрацией. Кроме того, экспериментирует в декоративно-прикладном искусстве и в скульптуре.

Важное место в его творчестве занимает монументальная живопись. Известная картина М. Джиккайты «Братья, живите, любя друг друга!» выдвинута на соискание Государственной премии имени Коста Хетагурова. Кстати, название – это завет великого автора «Осетинской лиры». В ней художник в полной мере проявил свою гражданскую и художническую позицию. Идея картины настолько же благородно чиста, насколько благородно стремление автора к сплочению и единству осетинского народа в это трудное время. Композиционно картина выполнена безупречно – в центре, на золотом щите, изображены две слившиеся воедино скифские фигуры, которые пьют из священного рога разбавленный собственной кровью напиток, словно бы клянясь друг другу в верности и братстве. Этот символ уходит корнями в глубокую древность, демонстрируя стремление к преодолению разобщённости, чего, по мнению автора, недостаёт сегодня осетинскому народу.

За фигурами скифов, на фоне древнеаланских православных храмов, изображена осетинская женщина с чашей Уацамонга, олицетворяющая изобилие и благополучие. Она словно бы наблюдает сверху за деятельностью Коста, Уассо и Анахарсиса Скифского, а также других – ныне здравствующих и почивших в бозе – деятелей культуры, искусства, науки, которые немало сделали для осетинского народа.

По утверждению Аристотеля, всякое искусство, а в особенности изобразительное, должно служить благим целям. Живопись Джиккайты подчинена желанию сплотить осетинский народ перед опасностью размыва национальной идентичности. Обращение к нартскому эпосу не просто дань уважения к древнейшей культуре осетин, а способ возродить этнические особенности, которые, подобно мифической жёлтой глине, скрепляют родовые связи. Как известно, нартские герои были полубогами-полулюдьми, запросто общались с небожителями и всегда могли рассчитывать на их поддержку. Фактор равенства между героями любого эпоса и богами важен не в смысле наличия скрытых возможностей в бою с врагами, тем более что никто без крайней надобности не обращался к небожителям за помощью, каждый добивался победы за счёт собственных сил. Изображая нартских героев, М. Джиккайты строго придерживается указанной парадигмы – и Батрадз, и Сослан, и Саууай представлены на картинах не вполне земными существами, которым, впрочем, не чужда человеческая слабость. Выбор жанра или техники продиктован исключительно отношением художника к изображаемому персонажу.

«Братья, живите, любя друг друга!»

Много общего в пейзажах и женских портретах Джиккайты. Прежде всего готовность к созданию новой жизни, новых форм реальности. Это и «Кобанский пейзаж», и «Похищение в горах», и «Три невесты», и «Портрет Ларисы Боциевой». Эти картины являют собой торжество традиционных ценностей, без которых невозможно представить себе быт современной Осетии.

Игорь Булкаты

Тэги: Северной Осетии Алании
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сибирский ковчег. Спасти и сохранить – Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета.

    06.06.2025
  • В поездке

    06.06.2025
  • В 1945-м о хорах думали всерьёз

    06.06.2025
  • Привык к Товстоногову

    05.06.2025
  • «Мы рождены; вдыхаем жадно природы мощные дары»

    04.06.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS