Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Живое привидение

01 января 2007

ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ

Впечатления, возникшие после просмотра «Ералаша»...

Я долго думал, как писать. Хотелось так – чуть улыбнуться, пошутить, кивнуть на недостатки... Не получилось. Не было улыбки. Забавно тоже не было. То, что я видел, не забавно. А я смотрел немало выпусков «Ералаша»...
Бывает, ты на улице встречаешь пацана, а он какой-то... странный. Нет, не пугает и не хулиган, а просто – странный, даже – странноватый. Идёт и, например, поёт. Туда, поверх домов. И дёргает себя за чёлку. Он подойдёт, и ты ему на всякий случай – как можно поспокойнее – говоришь: «Ну, мальчик, ты иди... Иди, иди и пой, конечно, но...» А сам – озадачен: что это с ним?
Вот у меня примерно был такой настрой, когда после передачи «Ералаша» весёлое словечко «Всё!» скакнуло на экран. Что это было?
...Какая-то гражданка невероятного объёма идёт по школьным коридорам. Нет, не идёт – проламывает воздух. Так ходят только в боевиках. Она так и шла. Готовилась к работе. При этом делала лицо. Такие лица попадаются нечасто. Но всё-таки авторы его нашли. Несчастные детишки, которые кучкуются у классов, завидев её, скрываются и закрывают дверь на швабру. Она – идёт. Идёт, идёт, идёт... Потом заходит в класс, ломая швабру. Обводит деток взглядом, выискивая жертву, и так зловеще говорит: «Ду ю спик?» И один мальчик отвечает ей по-английски. И всё.
А всё это для того, чтобы гражданке как бы от удивления от такого ответа свалиться на паркет. Сказать «Чево?» и повалиться. И так лежать, зависнув на экране. Родным лицом наверх. Ногами на паркете.
Хотите – покрутите у виска. Хотите – улыбайтесь. Кто как хочет. Я лично захотел попить воды. Ну а насчёт улыбки... В общем, сидишь и озадаченно молчишь. И думаешь – не слабо.
Ещё сюжетик. Про мужчину, про летний лагерь, что у моря. Мужчина перед сном детей пугал. Рассказывал о привидении, которое – он так придумал – летает у моря взамен утопшего, по-моему, завхоза. Пугал, чтобы дети ночью не купались. Они хотели почему-то купаться только ночью. Их днём, наверное, работать заставляли, и времени у них в обрез. А может быть, мужчина сам хотел купаться ночью в одиночку? Короче, попугал детей, расслабился и вышел на улицу. Присел на лавку, закурил и раз – посмотрел налево. А там сидит привидение. Остаётся упасть со страха. Как выясняется чуть позже, привидение – живое. То есть вовсе и не привидение. И всё опять. Ну просто всё и... всё.
Опять появляется растерянность. О чём? О том, что по ночам нельзя купаться? Или о том, что вот ведь бывает как – придумаешь, придумаешь и сам же попадаешь? Но ведь и так не смешно, и так...
Ну был ещё насчёт мобильников сюжетик. Сюжетик – вечный, как и сам Борис Грачевский в «Ералаше». Два мальчика несчастную старуху упрямо волокут через дорогу. Чтобы ей вроде как помочь. А бабка не желает. Но – перетащили. И бабка, как предполагалось, предстала феей. Решила их вознаградить. Но с умыслом – за их нечестность. Мобильник вдруг возник на тротуаре. Берут пацаны, конечно же, мобильник, а из него – полезли лица. Училка появилась, а потом – директор. И говорят про школу, про уроки. Но говорят такими голосами, как будто бы у них выкручивают ноги. Или паяльником их жгут, там где-то, сзади. Ну, в общем, с некоторой нервной хрипотцой.
И тут опять настало время делать вывод. Какой? Не надо старух насильно тащить через дорогу? А если и тащить, то только бескорыстно? Ну а мобильный телефон? Это вроде как привязка к нашим суровым будням.
Там много ещё чего было. Про юных рыбаков, про торты, про первую пятёрку, про кота. Там было и про пудреницу с дымом, который заклубился, заклубился и всю улицу заполонил. И стало ничего не видно... Хочу заметить, что я ещё стараюсь пересказывать сюжеты весело... Но куда деть тот примитив и часто глуповатость, с которой сделаны последние сюжеты «Ералашей»? Не весело, скучновато стало. И я не дёргал картинки из потока замечательных сюжетов и придумок. Они все, в общем, как плохие картины, одинаково висят. И все – похожи. Как скучные портреты в разных рамках – с одним лицом, с одной улыбкой, правда, странноватой иногда. И как-то очень становится тоскливо...
Со мною, кстати, сын сидел во время «Ералаша». И после каждого сюжета он на меня смотрел. И ничего не говорил. Мне было как бы, ну... неловко. И я, когда он на меня смотрел, смотрел на попугая. А он у нас орёт, когда хочет, а если хочет, может и вспорхнуть. Вот так мы с сыном и смотрели «Ералаши» – он на меня, а я – на попугая...
Мне кажется, создатели программы подустали. Или слегка обсуетились, как мы все. Или порядком им это надоело – всё «Ералаш» да «Ералаш»... А может, присмотрелись ко всему. Уже привыкли и не замечают – ни юмора, ни улиц, ни детей. Это когда втроём на лодке, но с собакой. Собака смотрит с интересом, как эти трое сочиняют. А сочиняют друг для друга и смеются от собственных же шуток. Собака поглядит, ушами вздрогнет и отвернётся ненароком. Устала, и уже поднадоело.
Сюжеты тут случайны, как мотыльки. И часто похожи. Здесь нет нечаянной строки. А чувство юмора, как грация, изящно. Его легко вспугнуть. И иронии в последних «Ералашах» мало, а если есть, то дежурная она. Как строчка на бумажке – «Ушла на базу». Когда ушла? Да и вернётся ли?
Так смотрят ведь, скажут, люди – смотрят. Да, это аргумент вообще для всего нашего ТВ сегодня. Как проездной в метро – воткнул и проскочил. Ну смотрят. Ну и что, что смотрят? А если больше нечего смотреть? Где выбирать – особенно из детских?
И вот вопрос: на кого ж рассчитан «Ералаш»? Ну иногда так, мягко говоря, мне кажется, на зрителей не совсем далёких. Не очень образованных детей. Таких, которые и сами попроще, без претензий... Нет, таких немало. Им всё равно, чего смотреть, куда смотреть. Они ведь только помнят, что однажды Герасим утопил собаку. И то ли у него в глазах стояли слёзы, то ли собака всхлипнула – не важно.
Работать для таких зрителей удобно и несложно. Но есть ведь и другие. Увидеть такого зрителя сегодня трудно, но полезно. Он часто не похож на остальных. И с юмором у него в порядке, он понимает, кто почём сегодня шутит. И он знает смех, который не монтируют за кадром, чтоб выдавать потом за громкий хохот зала.
Борис Грачевский вылетает в конце весёлой строчкой, из которой следует, что он – «руководитель». Он вежливо напоминает, что он есть. Хотя и где-то там, на заднем плане, как бы на фоне дачных домиков и сосен. Оттуда он и прикасается к программе. А может быть, и не касается вообще? Кино идёт, и вроде всё нормально. Пускай идёт. Берут ведь «Ералаш»...
Как-то прочитал о «Ералаше» – у них своя «стилистика», свой «взгляд». Свой взгляд у всех. Бум-бум-бум-бум про «бумер» – тоже свой взгляд на жизнь. Но как смотреть и для чего смотреть?
А вообще-то в «Ералаше» есть отличные рисованные заставки. Весёлые, простые, как лёгкий ненавязчивый штришок. Может, их вполне достаточно? А времена, когда ты брал программу и галку ставил там, где «Ералаш», чтобы напомнить и себе, и сыну (он раньше тоже никогда не пропускал), – где они теперь...
В конце передачи весёлое словечко «Всё!», как бы подпрыгнув, вдруг садится на экране. Неужели действительно – всё? И по-другому уже нельзя? Не получается? 

Андрей КУЧЕРОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS