Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Живопись без антрактов

01 января 2007

ПАЛИТРА БЕЛОКАМЕННОЙ

Высоко-Петровский монастырьВ «Галерее на Солянке» прошла выставка «Русские немцы», продолжившая цикл экспозиций под названием «Открытия советского периода». Здесь были представлены работы пяти необыкновенно одарённых людей, сыгравших заметную роль в нашем искусстве: рисунки кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна, скульптурная пластика Ариадны Арендт, графика Оттона Энгельса, произведения театральных сценографов Бориса и Андрея Кноблоков. Из всех перечисленных ныне здравствует и успешно продолжает себя в творчестве лишь Андрей Борисович КНОБЛОК. На уличной афише, приглашавшей на выставку, была воспроизведена его картина «Воспоминание о Париже» – своеобразный изобразительный эпиграф эмоциональному настрою экспозиции.


Первое, что поражает в кноблоковской квартире, когда переступаешь её порог, – это старинные портреты предков московского художника. Немногие из нас с подобной скрупулёзностью смогли бы проследить многовековую историю своей семьи, но Андрею Борисовичу удалось собрать обширную коллекцию фамильных реликвий.

Его генеалогическое древо начинается с выписки из церковной книги родословного реестра и датировано концом XV века: «Мартин Кноблок – камерир Совета во Франкфурте-на-Одере, владетель, ленник и судья в поместье Клисов и пр., родился 11 ноября 1498 года, умер 11 генваря 1561 года». Правда, там же есть и более ранее упоминание о Конраде фон Кноблоке «из знатной фамилии во Франконии», но, к сожалению, без указания дат.

Суханово. Усадьба ВолконскихИз Германии к нашим границам первым приблизился Людвиг Кноблок, в 1742 году «определённый уездным физиком (медиком) и врачом Императорского Российского госпиталя» в городе Ревель (Таллин).

– Из всех родственников, – говорит художник, – только мы с отцом увлеклись искусством. Учёные, медики, другие профессии были в нашем роду, но только не художники. Правда, мой дедушка Георгий Романович, маклер, служащий Московского банка, в середине жизни стал брать уроки живописи в студии известного художника Рерберга. До сих пор храню несколько его работ.

К изобразительному искусству Андрея приобщил отец. Маленький мальчик, просыпаясь по ночам от яркого света лампы под зелёным абажуром, постоянно видел согбенную фигуру папы, трудившегося над очередным эскизом костюмов персонажей пьесы или декорационными разработками. В середине 30-х годов он был художником сцены в Реалистическом театре у Николая Охлопкова и в таировском Камерном. Затем перешёл в Малый театр, где в 40-е годы занимал пост главного художника. С театром семья в годы войны эвакуировалась в Челябинск.

Отец общался с выдающимися деятелями отечественного театрального искусства. «Дотронулся» и до кинематографа, став художником-постановщиком знаменитой ленты Григория Александрова «Светлый путь». Тогда он подружился с кинорежиссёром, актрисой Любовью Орловой, композитором Исааком Дунаевским. Он мечтал и сына приобщить к удивительной атмосфере закулисья. Ему это удалось.

Андрюша взял однажды с собой в пионерский лагерь акварельные краски. Этюды его показали в Московской художественной школе?– и мальчика в неё тут же приняли. Затем – Суриковка, факультет живописи театрально-декорационного отделения. Учителями Кноблока были Михаил Курилко, Вадим Рындин, Борис Волков. Вместе с отцом он работал в Театре оперетты, Детском театре, Московском театре миниатюр.

Самостоятельная творческая жизнь художника Андрея Кноблока началась в 60-е годы на сцене театра имени Н.В. Гоголя с постановки «Свадьба на всю Европу» Григория Горина и Аркадия Арканова. Позднее он трудился в Казанском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, которому отдал 15 лет кропотливого труда.

– Зарплаты у нас были маленькие, – с улыбкой вспоминает Анд-рей Борисович, – а тут подходит ко мне приятель и предлагает влиться в отряд мимансов – неговорящих, немых актёров на сцене – лишние 3?рубля ведь не помешают! Бородка у меня была своя, естественная. Облачился в доспехи русского воина и вместе с другими молчащими статистами подошёл к князю Игорю за благословением на ратные подвиги. А он мне – на сцене – шёпотом и говорит: «И ты, художник, решил подработать? Ступай со всей своей амуницией и всем войском нашим на поле сражения!» Я ему даже ответить ничего не мог, ведь в либретто для меня ни слова не было написано! Под музыку Бородина я торжественно занял место под знамёнами легендарного князя. Так в нашем клане появился и «артист», причём оперный!

Художник много ездил по миру. И всегда – с этюдником. Писал в Испании, Австрии, Германии, Ита-лии, Франции… Но любимая его тема – Москва. Успокаивающая, умиротворяющая, особенно «вчерашняя». Он любит период смены времён года – на границе лета и осени, зимы и весны. В эти мгновения, говорит он, особенно обостряется видение пейзажных композиций. Кноблок обожает наблюдать архитектуру церковных зданий через узоры листвы, придающей загадочность избранной художником теме. Так и хочется «войти в картину», раздвинуть ветви деревьев и во всей красе увидеть совершенство храма.

Его холсты, исполненные на пленэре и немного доработанные в тиши мастерской, радовали глаз зрительской аудитории на самых престижных показах пейзажной живописи во многих выставочных залах Москвы и других городов.

Работы заслуженного деятеля искусств России Андрея Кноблока находятся в Государственном музее музыкальной культуры имени М.И.?Глинки, Государственном театральном музее имени А.А.?Бах-рушина, в частных коллекциях любителей изобразительного искусства в России и за рубежом.

Леонид КОЗЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Леонид Козлов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS