Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2019 г.
  4. № 4 (6676) (30.01.2019)
Колумнисты

Живые души

29 января 2019

«Что пройдёт, то станет мило» – справедливо говорит пословица. А вот яркое тому подтверждение. Людмила Гурченко, единственная, по моему разумению, подлинная звезда советского и российского искусства, вышедшая, как говорится, из простонародных низов, так отзывалась о юных годах – «моё нищее счастливое детство». Полагаю, многие мои ровесники с таким же чувством глядят на свои дворовые мутные, пожелтевшие фотографии. «Гуляй, рванина!» – как пел Высоцкий.

Но хочу поговорить не столько о личной, сколько о социальной, общественной ностальгии. Вот показательный пример. В России 1917 года редкие люди сочувствовали свергнутому государю императору, его семье и бывшему правящему классу. Люди по законам анархии предавались мстительному чувству, подчас отводили душу даже в грабежах. Но прошло недолгое для хода истории время, и былая царская, сословная Россия в застольных воспоминаниях и семейных мифах стала представать чуть ли не обетованной землёй.

«Конфетки, бараночки, словно лебеди саночки!» – не только обыватели-лишенцы полюбили гусарско-ресторанный фольклор, но и новая советская богема. «Я не понимаю, как это такое, отчего такое за сердце берёт», – писал о песнях «белоэмигранта» Вертинского Ярослав Смеляков, невольно признавая за ним некую художественную правоту.

Но следует уточнить: одно дело находить элегическую отраду в своей юношеской бедности или не-удав-шейся любви и другое – предавать анафеме давние или недавние перемены, на которые общество когда-то молилось.

На днях в ходе теледискуссии один благообразный молодой господин запальчиво заявил, что все беды современного отечества начались… с ХХ съезда партии. Это как же понимать? Как тоску по ГУЛАГу, по «воронкЗм» на ночных улицах, по доносам и отказам от родителей, по очередям за мукой и мылом, по коммуналкам с клопами, по запрету Есенина и Блока, по обличению тлетворности джаза и прочего? Проклинать «оттепель» и демонстративно грустить по «железной руке» может или малограмотный, или очень молодой человек, представляющий былое величие страны исключительно по парадам и песням Лебедева-Кумача. Дурного слова не хочу сказать о них, но благодарным словом хочу вспомнить и стихи Евтушенко «Умирают в России страхи». Это было настоящее счастье.

Полагаю, последствия того или иного исторического события нужно уметь отличать от первоначальных неотвратимых его причин. Последствия почти всегда получаются сложные, неоднозначные, противоречивые, но в изначальном импульсе всегда преобладает нечто праведное.

Сейчас принято клясть перестройку за её результаты, за необдуманность решений, за некомпетентность лидеров и легковерие масс. И в этом правда. Но задумайтесь, по каким общественным реалиям вы испытаете ностальгию, вспомнив однажды утром вокруг себя стоячее болото жизни, обнаружив себя в очереди неизвестно за чем, увидев перед собой унылые лица вождей-мумий. Неужели всё это, как и тёмные улицы с обветшалыми лозунгами, вызовет чувство «глубокого удовлетворения»?

Не отличаясь творческим блудом отдельных литераторов, я даже в страшном сне не могу вообразить Гитлера спасителем России. По простоте души в самые трудные времена я уповал и продолжаю уповать на здравый смысл и житейскую стойкость русских людей разных национальностей.

Когда-то я принимал участие в создании телепрограммы «Старая квартира». Как-то известная либеральная дама упрекнула нас в том, что мы поощряем в народе ностальгию по советскому образу жизни.

Это была неправда. Мы просто позволяли современникам и ровесникам вспомнить, как они сохраняли живую душу и благодаря, и вопреки любым порядкам.

Анатолий Макаров,
писатель

Тэги: Анатолий Макаров Живые души
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Пепел и алмаз

    03.11.2021
  • Кому нужны Банионисы

    31.08.2021
  • Урок Хармса

    30.03.2021
  • Шаурма и Сталин

    19.01.2021
  • Богема и «бомонд»

    14.10.2020
  • Урок Хармса

    73 голосов
  • Кому нужны Банионисы

    60 голосов
  • Богема и «бомонд»

    37 голосов
  • Шаурма и Сталин

    32 голосов
  • Культурная среда

    29 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS