Санкт-петербургское издательство «Дума» позиционирует себя как издательство писателей. Среди книг, выпущенных им, львиную долю занимают книги как уже известных, так и начинающих литераторов Северной столицы. Сегодня у нас в гостях его руководитель Анатолий БЕЛИНСКИЙ.
– Анатолий Иванович, совсем недавно издательство отметило своё 10-летие. Легко ли в нынешние весьма непростые для книгоиздательского дела времена удерживаться на плаву?
– Вот передо мной лежит перечень книг, выпущенных издательством «Дума» в течение 10 лет. Считать мы с вами их не будем, но поверьте на слово, что издали не одну сотню. Я не буду перечислять названия, пытаясь показаться значительным и преуспевающим издателем. Издательство работает, выпускает книги, и это, как мне кажется, говорит само за себя.
– Помогает ли вам государство?
– Мы выполняем заказы по целевым программам книгоиздания, активно сотрудничаем с Комитетом по печати администрации Санкт-Петербурга. В городе уже в течение многих лет работает издательский совет, в который наряду с представителями администрации входят и известные писатели. Мы подаём и защищаем наши заявки, а издательский совет принимает решение. Если оно положительное, то издательству перечисляются средства из бюджета, и книги выходят. Так мы издали десятки книг. К примеру, книги Глеба Горышина, Ивана Виноградова, Александра Скокова, Николая Коняева и других известных писателей увидели свет благодаря поддержке администрации города.
– Мне не раз приходилось читать книги о Великой Отечественной войне и героях блокадного Ленинграда, изданные вами. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?
– В числе других мы издали очень хорошую книгу, посвящённую 60-летию Победы. Я с такой уверенностью говорю об этой книге в превосходной степени потому, что в неё вошли воспоминания ветеранов, которые вынесли на своих плечах основные тяготы войны. Это простые герои-пехотинцы, это командиры взводов и артиллерийских батарей, чей век на войне был так недолог: неделя, две – а там или в медсанбат, или вчистую… Немногие дожили до Победы. Эта книга – дань славы живым и дань памяти павшим. Недавно отмечалось 65-летие снятия блокады Ленинграда, и я хочу надеяться, что мы будем продолжать традицию издания книг, посвящённых великому подвигу советского народа. Именно советского народа, поскольку сейчас так много стало всякого рода недобросовестных, а зачастую и откровенно лживых литературных свидетельств, которые предназначены в основном для молодёжи, которую так легко ввести в заблуждение. Уходят из жизни наши друзья, писатели-фронтовики, уходят люди, пережившие блокаду, а с ними уходят и их ничем не восполнимые воспоминания. А они все были советскими людьми. Хорошо, что живут и работают наши товарищи по писательскому цеху, юность которых опалила война, им всем уже под 90 лет. Они и сейчас советские люди, и к названию «россияне» привыкать не желают.
– Помнится, мне приходилось вместе с вами принимать участие в издании альманаха «Молодой Петербург», который собирал под одну обложку произведения талантливых молодых авторов Северо-Западного региона России. Продолжается ли сейчас эта традиция?
– Не секрет, что молодёжи уделяем большое внимание не только мы, приверженцы традиционной русской литературы. Но о нынешнем телевидении даже говорить не хочется. «Литературная газета» об этом уже сказала достаточно и ещё много скажет. Нужно что-то противопоставлять разрушительным тенденциям в литературе. Мы делаем, что можем. Только что вышел из печати уже восьмой по счёту альманах «Молодой Петербург». Особенно радует, что в предыдущих 2–3 номерах вышли произведения действительно очень талантливых молодых прозаиков. Причём сейчас мы сами активно ищем молодых писателей и не обращаем особого внимания на их принадлежность к тем или иным литературным группам и течениям.
– Следует ли из этого, что деление литературы по принципу «свой – чужой» сдано в утиль?
– Мне довелось в советские времена работать заведующим редакцией художественной литературы Лениздата, и оттуда я вынес абсолютную уверенность в том, что с молодыми и талантливыми нужно обязательно работать индивидуально и ответственно. Я этим и занимаюсь вот уже много лет, издавая «Молодой Петербург», и во главу угла обязательно ставлю талант. Бывают, конечно, самородки, но в основном приходят молодые люди, не владеющие в достаточной степени литературным мастерством, но обязательно ершистые, самонадеянные и нацеленные на мгновенный успех. Их же сейчас денно и нощно убеждают в том, что они могут брать от жизни всё. Литобъединений сейчас почти нет, а там, где они есть, как правило, идёт захваливание друг друга. О писательском же ремесле в истинном его значении никто и не вспоминает.
А что касается деления на своих и чужих, то перед новым годом санкт-петербургские писатели независимо от политических и литературных пристрастий обрели общий писательский дом, в котором теперь придётся жить вместе и молодым, и не очень.
– Ощутили ли вы влияние кризиса на издательский рынок?
– В прошлом году, в октябре, городские власти сначала объявили конкурс, а потом, сославшись на отсутствие средств, это начинание приостановили. В результате мы заявок не подали. Потом опять было объявлено о приёме заявок, но с оговоркой, суть которой сводилась к тому, чтобы издательства сначала за свой счёт издали книги, а потом представили документы, согласно которым будет произведена оплата. При этом абсолютно непонятно, где брать средства на бумагу и на оплату полиграфических услуг. Причём деньги, поступившие в конце года, крайне тяжело освоить. У крупных издательств таких проблем, возможно, нет. А издательствам, обладающим невеликими оборотными средствами, подобный подход не принесёт ничего хорошего. Я уже не говорю о том, что с распространением книг сущая беда. Книжный рынок предельно монополизирован, и пробиться на него практически невозможно. Я внимательно слежу за страничкой в «ЛГ», где представлены различные издательства, и вижу, что проблемы у издателей, как правило, одни и те же. Будем надеяться, что положение изменится в лучшую сторону. Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить «ЛГ» за внимание к книге и книгоиздательскому делу. Никакой электронный носитель никогда не заменит ни с чем не сравнимый запах свежей типографской краски и бумаги, особенно если ты держишь в руках свою первую книгу. Это как первая любовь.
Беседу вёл