В Кирове завершился масштабный Второй Вятский открытый фестиваль театра, кино и журналистики. Программа творческого форума включала в себя 12 спектаклей, моноспектакли Андрея Межулиса «Вертинский на все времена» и Алёны Бикуловой «Гори, гори, моя звезда» об Анне Герман и более 25 фильмов, а также концерты, творческие вечера известных артистов из Петербурга и Москвы, демонстрация фильмов. События фестиваля проходили в Кировском областном драматическом театре, Театре на Спасской, Филармонии, кинотеатре «Смена», в специально организованном уличном кинотеатре на Театральной площади, на набережной Грина и в других местах города и городах Кировской области – Кирово-Чепецке и Слободском. Гостями и участниками фестиваля стали известные артисты Ольга Остроумова, Елена Яковлева, Светлана Крючкова, Станислав Любшин, Елена Яковлева, Лариса Лужина, Анатолий Васильев, Лиза Арзамасова, Оксана Сташенко и многие другие. В рамках образовательной программы фестиваля прошли мастер-классы для актёров и кинематографистов, а также областной медиафорум, организованный Кировским отделением Союза журналистов России и с приглашением кино- и театральных критиков из обеих российских столиц, главной темой которого стали вопросы освещения культурных событий. Президент фестиваля – продюсер Сергей Новожилов (Москва), исполнительный директор – директор Кировского областного драмтеатра Константин Зайнулин, беседу с которым предлагаем вниманию наших читателей.
Константин Александрович, скажите, пожалуйста, как в таком юном возрасте (К. А. Зайнулину на момент беседы 34 года. – примеч. автора) Вы стали директором театра?
- Молодость - достоинство, которое быстро проходит (смеется). Я уже 1,5 года возглавляю Кировский драматический театр, но у нас в стране есть примеры и более молодых руководителей театров. Я не самый молодой директор в стране.
Учился я в Высшей школе деятелей сценического искусства при ГИТИСе у Геннадия Дадамяна по специальности «менеджер в социо-культурной деятельности». Я представляю уже то поколение руководителей театров, которые имеют профильное продюсерское образование. Да и мои одногруппники возглавляют театры в других регионах - только на фестиваль приезжали руководители театров из Брянска, Новоуральска, Краснодара.
У Вас первое образование математическое. Как Вас перекинуло в театр?
- Будучи студентом математического факультета Екатеринбургского университета имени Горького, я увидел объявление о том, что Екатеринбургский дом актёра объявляет набор в Школу театральной критики для студентов любых факультетов и ВУЗов. Членство в этой школе предполагало бесплатное посещение спектаклей в театрах города. Занятия с нами вели известные театроведы, искусствоведы. Мы обсуждали спектакли, писали на них рецензии.
Так я открыл для себя мир театра, а на 3-м курсе стал уже работником Дома актёра и во второй половине дня после лекций выполнял функции главного администратора. По окончании университета судьба занесла меня в Сочи, это был 2010 год, тогда всех манила Олимпиада.
За четыре года до открытия Олимпиады, в 2010 году, стартовала подготовка её культурной программы, и события проходили, в том числе, и в Зимнем театре Сочи, где я имел честь 8 лет работать заместителем директора.
Помимо олимпийских событий в этом театре проводились и ежегодно проводятся Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета, фестиваль «Крещендо» Дениса Мацуева и другие крупные культурные события.
В 2018 году меня назначают директором Академического музыкального театра Хабаровска. И вот в прошлом году я оказался на Вятской земле, в замечательном Кировском областном драматическом театре, а это театр с большой историей – ему уже 145 лет. Здание театра на 700 мест - памятник архитектуры федерального значения, построено в 1939 году. Ранее здание театра на 400 мест было деревянным, и его снесли.
Что самое трудное в работе директора театра?
- Выстроить такую модель функционирования коллектива, чтобы у каждого артиста была хотя бы одна фирменная «вещь» в его творческом багаже - главная или ведущая роль в том или ином спектакле, а это непросто.
Жизнь директора театра состоит из массы неожиданностей, сложно выделить что-то особое. Наверное, самое трудное - то, что в сутках всего лишь 24 часа, а хочется многое успеть.
А легко ли Вам говорить «нет»?
- Я редко говорю кому-то «нет», пытаюсь найти компромисс. Есть такой знаменитый голливудский фильм «Всегда говори «да». Я живу по этому принципу и по известной русской поговорке «Дают – бери, бьют – беги». Это два моих жизненных девиза.
Скажите, пожалуйста, есть разница в руководстве музыкальным театром и драматическим?
- Театр - что музыкальный, что драматический - это коллекция специалистов. Помимо артистов, в каждом театре служат ещё удивительные мастера, которые создают сценические костюмы и декорации, а также административный персонал. Некоторая специфика имеется, но принципы руководства одни и те же.
Что такое театр для Вас?
- Театр для меня – это жизнь. Не представляю, что смогу реализоваться в какой-то другой сфере. Театр создаёт эмоции и дарит эти эмоции публике.
Очень радостно, что в последние годы - и это тренд по всей стране – в театральных залах всё больше молодых людей. На мой взгляд, это играет положительную роль «Пушкинская карта», а, значит, данный проект задуман правильно и вовремя.
А что такое театр для публики?
- Место для общения, место, где можно поразмышлять на те или иные темы. Если взять наш театр, то у нас далеко не все спектакли комедийные, далеко не все носят развлекательный характер. В нашем репертуаре много серьёзных постановок, к примеру, биографический спектакль «Любимые женщины Сергея Есенина», его очень любят молодые девушки. В Театре имени Вахтангова идёт спектакль с таким же названием, но у нас другая пьеса - дальневосточного автора Валентины Любичевой.
В чем, по-Вашему мнению, миссия театрального критика?
- Театральная критика – это, в первую очередь, анализ тенденций, которые происходят в театральном мире, анализ постановок. Так исторически сложилось, что все театральные критики сосредоточены в Петербурге и Москве. Мы периодически приглашаем критиков из обеих столиц на наши премьеры, но я был бы счастлив, если бы в Кирове появилось несколько серьёзных критиков, с которыми можно было бы обсудить, в правильном ли направлении двигается наш драмтеатр, например, или получить независимую оценку того, что мы делаем.
А как возникла идея фестиваля «На семи холмах»?
-Так сошлись звёзды на небе, что в Кирове появился не только новый директор драмтеатра, но и изменилась команда правительства нашего региона: пришёл новый губернатор Александр Соколов и новый министр культуры Даниил Дворцов. Мы все безмерно уважаем Даниила Львовича, поскольку он – очень значительная личность, к тому же, имеет прямое отношение к искусству: профессиональный пианист и органист, выпускник Петербургской консерватории. У него есть исполнительский опыт и опыт государственной службы - он много лет проработал в Комитете культуры Петербурга. Родившись в Кирове, Даниил Дворцов уехал в северную столицу, а теперь вернулся на свою малую родину уже в статусе министра культуры.
Мы познакомились с Сергеем Новожиловым, сейчас он - президент нашего фестиваля «На семи холмах» и вообще олимпийский чемпион фестивального движения, у него подобных фестивалей несколько по всей стране. А в Кировском драмтеатре в августе у артистов отпуск, да и в культурной жизни региона затишье. И мы подумали, почему бы в августе, пока сцены театров и филармонии свободны, не организовать фестиваль?
В прошлом году первый фестиваль был исключительно театральный и проходил только на сцене Драматического театра. Хотя уже тогда была задумана концепция фестиваля как содружества разных видов искусства.
Торжественные церемонии открытия и закрытия фестиваля в этом году прошли в формате красной дорожки: артистов заранее размещали в специальном шатре на Театральной площади, а от шатра через всю площадь к ступеням театра расстелили красную ковровую дорожку. По ней по одному шли известные артисты театра и кино, которых зрители Кирова знают по фильмам, спектаклям и сериалам, а также ведущие артисты Кировского драмтеатра, каждого артиста громко объявляли, и пока артист торжественно шествовал по дорожке, публика радостно аплодировала.
В некоторые дни одновременно шло 8 мероприятий в разных частях города, а всего было приглашено 79 участников.
Все события фестиваля пользовалось повышенным интересом кировчан, поэтому эти формы мы сохраним и в следующем году.
Я никогда не забуду мужчину-зрителя, стоявшего на ступенях Драмтеатра с табличкой «Куплю билет». Я даже сделал его фотографию.
В чём ваша задача как исполнительного директора фестиваля?
- Решать массу организационных задач. Если президент фестиваля формирует его программу, то моя задача - найти площадки, организовать рекламную компанию, продать билеты, встретить артистов, заселить в гостиницу, достойно проводить их. Ещё успеть побывать везде, оказать каждому гостю знаки внимания, проявить заботу, координировать работу фестивального штаба. Но мы, принимающая сторона, всё это делаем с удовольствием.
Как Вы представляете себе дальнейшее развитие фестиваля «На семи холмах»?
- Концепция фестиваля - подарить городу праздник. Мы не претендуем на серьёзный философский диалог со зрителями. Для этого есть репертуарные спектакли Кировского драмтеатра, Театра на Спасской.
Мы бы очень хотели, чтобы фестиваль «На семи холмах» стал ежегодным, чтобы в его программу входили оперные и балетные спектакли лучших оперных театров страны.
В 2024 году фестиваль точно состоится, потому что Киров будет отмечать 650-летие со дня своего основания и предполагается обширная культурная программа. Мы также планируем вывозить спектакли и концерты в другие города Кировской области, проводить выставки, мастер-классы, словом, планов – громадьё.