Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Жизнь – это трудно и сладко

01 января 2007

ПЕРСОНА

Ровно полвека прослужила она этой сцене, единственному своему театру, театру «Ромэн». В 1958 году впервые переступила этот порог юная выпускница Института иностранных языков Ирэна МОРОЗОВА – она мечтала о сцене и просто не могла представить себе жизни без пения, танцев, игры. Игры – в самом высоком смысле этого слова.

Первой ролью Ирэны стала азербайджанская девушка, дочь начальника порта в спектакле «Море зовёт». Легендарный художественный руководитель «Ромэна» С. Баркан ставил его к XXI съезду КПСС. Работа была ответственной, Баркану все привыкли беспрекословно подчиняться, поэтому на репетициях чутко внимали каждому замечанию режиссёра, и вдруг... юная Ирэна Морозова, тихо сидевшая в зале, делает замечание. Матросы, несущие груз, по её мнению, неправильно идут по палубе корабля – тяжело нагруженные люди ходят иначе, ощущая всю тяжесть своей ноши. Надо было быть не просто смелой, но и ощущать личную причастность к общей работе, стараться внести свою лепту в постановку спектакля, чтобы осмелиться на подобное!.. И Баркан оценил это качество дебютантки и заставил артистов прислушаться к нему: «Вы неправильно работаете!» – сказал тогда худрук.
Сегодня мало кто вспомнит этот спектакль. Разве что только одну фразу, обращённую к отцу: «Папа, а жизнь – это трудно?» Ирэна Морозова произносила её удивительно проникновенно и в то же время наивно, чисто. Сама артистка говорит, что этой проникновенности суровый Баркан добивался от неё долго, даже пригрозил, что отдаст роль другой, более опытной актрисе.

Самое забавное, что Морозова против этого не возражала – ей так хотелось, чтобы спектакль получился безупречным, что она готова была отдать роль, с которой, как ей казалось, не совсем справляется. Эта черта характера – отдавать, помогать, никогда не завидуя и не борясь за «свои» роли, так и осталась отличительной чертой Ирэны Морозовой на протяжении всей её достаточно долгой творческой жизни. Очень резко выделяется этим актриса из своей среды – она никогда ничего никому не доказывает, она старается помочь другим, насколько это возможно...

Ирэна Морозова сыграла на сцене театра «Ромэн» множество ролей – она представала перед зрителями то героиней, то острохарактерной актрисой, но мало кто знал, что почти всегда назначенная во второй состав Морозова каждую свою работу выстраивала и оттачивала сама. Как правило, режиссёр обстоятельно работает с первым составом, второй же, не зная наверняка, когда дойдёт очередь, в основном проводит время репетиций в зрительном зале, вполуха слушая замечания и при каждом удобном случае выбегая покурить. А Морозова, внимательно вслушиваясь в рекомендации и требования постановщика, строила свою роль самостоятельно, органично вписывая её в режиссёрскую концепцию, никогда не нарушая целостность спектакля.

«Жизнь в театре никогда не бывает лёгкой, – считает Ирэна Морозова, – но если любить своё дело – непременно добьёшься и уважения, и любви своих коллег и зрителей, и успеха». Она любит своё дело бесконечно и предана ему безгранично, наверное, именно поэтому зрители в разные времена восхищались её цыганкой Азой, романтической Илькой, Клавдией, Грушенькой, Кармен, Королевой... А какой поразительной Лизой Протасовой была она в эпохальном спектакле театра «Живой труп»! Её героиня до конца любила Фёдора, была бесконечно предана ему и на брак с Карениным шла лишь потому, что надо было думать не только о своём будущем, но и о будущем детей. Свою любовь к Фёдору актриса играла потрясающе – без какого бы то ни было надрыва, без заломленных рук и слёз: в каждом её взгляде, в каждом движении сквозило это высокое, выстраданное чувство, чувство безраздельного единства двух людей, чьи судьбы действительно были соединены на небесах...

«В те годы, когда я только начинала, вокруг меня была совершенно потрясающая обойма артистов, воспитанных Художественным театром, воспитанных незабвенным Михаилом Яншиным, – я жадно впитывала в себя всё то, что они умели, училась и росла на их творчестве...» – вспоминает Ирэна Морозова.

Это всегда ощущалось в её ролях – глубокий психологизм, страстное желание не только понять, но и непременно оправдать свою героиню. А психологизм, окрашенный ярчайшим темпераментом, приобретал черты немного необычные и чрезвычайно влекущие – мы невольно влюблялись в тех девушек и женщин, которых играла Ирэна Морозова, верили им и сочувствовали от всей души.

Но, как в каждом театре, были и в «Ромэне» разные времена, порой становилось сложно, меньше было премьер, не всегда находились роли. Кто-то, возможно, предался бы отчаянию и впал в депрессию – только это не про Морозову, заряженную невероятной энергией и жаждой работы! Во времена, когда ей не находилось работы в театре, она начинала заниматься концертной деятельностью. И не просто концертной. Каждый, кто хотя бы раз побывал на концерте Ирэны Морозовой в ЦДРИ, Доме актёра или на других площадках, скажет, что был на настоящем моноспектакле, потому что иначе её работу не назовёшь. Казалось бы, Морозова поёт романсы, цыганские песни, а перед нами оказывается целый мир – особый, яркий и щедрый мир подлинного спектакля о судьбе человека, женщины... В спектакле «Мы – цыгане!», ставшем своего рода визитной карточкой театра «Ромэн», Ирэне Морозовой довелось среди других фрагментов спектаклей сыграть и Машу из «Живого трупа». Какой же удивительной красотой наполнена в её исполнении «Невечерняя»!.. Слушаешь Морозову и ощущаешь всей душой слова Фёдора Протасова: «Это – не свобода, а воля...» Истинная, природная, ничем не скованная воля звучит в самом её красивом, удивительно проникновенном голосе, в жестах, взгляде. Недаром одной из больших поклонниц мастерства Ирэны Морозовой была несравненная «белая цыганка» Изабелла Даниловна Юрьева – на всех спектаклях, на всех концертах Морозовой она сидела в первом ряду с букетом цветов и наслаждалась этим пением, в котором слышались и характер, и отношение к жизни, и любовь, и страсть, и тоска...

Изабелла Юрьева подарила Ирэне Морозовой уникальное право петь её коронные романсы, потому что твёрдо знала, что Морозова – именно та актриса, которая понесёт дальше, через годы и десятилетия, традицию, окрасив её собственными, индивидуальными красками мастерства. И тогда романс будет жить долго-долго...

В дни празднования своего юбилея народная артистка России Ирэна Морозова предстаёт перед зрителями в роли Королевы в спектакле «Графиня-цыганка» – молодой, яркой, фантастически красивой и столь же фантастически щедрой на любовь, на шутку, на самою жизнь. И невольно вспоминается первая роль актрисы со словами: «Папа, а жизнь – это трудно?» Ирэна Морозова хорошо знает, насколько это трудно, но и насколько сладко. Особенно – когда она даёт тебе шанс приносить людям счастье...

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Наталья Старосельская

Наталья Старосельская родилась в 1951 году в Мо... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS