Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 марта 2021 г.
Искусство

Жизнь и душа Юрия Гвоздикова

Его не стало в Рождество Христово, за два месяца до 80-летия

31 марта 2021
Юрий Гвоздиков на репетиции в Красноярском театре музыкальной комедии

Он стремительно ворвался в жизнь страны, став в 33 года самым молодым главным режиссёром музыкального театра в СССР, создав свой стиль в режиссуре, своё видение народа нашего и особое отношение ко всем, кто работает в театре.

А началось всё с Тамбовского музыкального училища, армии, Свердловского театра музыкальной комедии, где он служил артистом, потом стал ставить спектакли, а окончив ГИТИС и Высшие режиссёрские курсы, получил в 1974 году приглашения сразу в четыре театра. Выбрал Красноярск, потому что руководство города и края его поддержало, дав карт-бланш в Театре музыкальной комедии. Что значит поиски новых талантливых артистов, дирижёра и, конечно же, квартиры. Но судьба этого человека зависела не только от его характера и энергии, а ещё и от его родовых корней. Фамилия одного из дедов его была Гвоздяк, того самого, кого из родного Запорожья отправили в Казахстан возглавлять совхоз-гигант. Перед отправкой ему сказали, что с такой фамилией возглавлять ничего нельзя. И тогда Гвоздяк стал Гвоздиковым, а когда поднял разваленное хозяйство, был объявлен троцкистом, репрессирован, а после реабилитации умер от инфаркта. Отец Юрия, будущий фронтовик и герой Победы, был одним из семерых детей в дружной и певучей семье Гвоздиковых, которая уехала после ареста деда в Киргизию, где жили родные и где родился его сын, о котором речь. От семьи Юрий и взял музыкальность, овладев в училище игрой на баяне, гобое, искусством хормейстера, а в ГИТИСе на режиссёрско-актёрском курсе народного артиста СССР, главного режиссёра Большого театра Иосифа Туманова освоил и всевозможные постановочные секреты грандиозных спектаклей и концертов. А то, что он добавил к ним ещё и свой юмор, жизнелюбие, способность создавать фейерверки из талантов, умея их искать, находить и лелеять, превращало его творения в увлекательное зрелище.

– В музыкальном театре, в жанрах, которые я для себя выбрал, – оперетта, музыкальная комедия, мюзикл – должны работать только эмоционально положительные люди с чувством юмора, начиная с режиссёров и заканчивая вахтёрами и гардеробщиками, – сказал он как-то в интервью. – Зрителя надо встречать как родного. Как нигде его больше не встречают.

И театр его забурлил так, что публике лишь оставалось со скоростью света покупать билеты то на музыкальные комедии «Бабий бунт» Евгения Птичкина или «Тогда в Севилье» Марка Самойлова, то на оперетты «Пенелопа» Александра Журбина или «Женихи» Исаака Дунаевского. А к 30-летию Победы он создал удивительный по силе воздействия спектакль «Опалённые строки», выступив не только как режиссёр, но и как автор пьесы, вставив в канву действия любимые всеми песни и стихи о войне. С этим спектаклем, получившим все награды страны, театр с успехом выступал в Красноярске, а также объездил весь Союз, вызывая восторг самой разной публики. Потому что во всём, что бы ни ставил Юрий Гвоздиков, была душа народная, жаждущая свободы и счастья. А сколько было в то время актёрских удач, когда что ни роль – открытие. Но, пожалуй, самым большим событием явилась на красноярской сцене героическая драма «Соколиная песня» композитора Ильи Шахова, пьесу написал Гвоздиков по сибирским и уральским сказам вместе с поэтом Наумом Олевым. В постановке принимали участие удивительно талантливые балетмейстер Леонид Таубе и художник Вадим Балдин.

– Предложение написать музыку для «Соколиной песни» было для меня очень неожиданным, – признался перед премьерой в 1977 году Илья Шахов. – Я писал произведения эстрадного плана, для детей и комедийную музыку. А тут поднимаются глубинные пласты из жизни людей русских, показывается бунтарская стихия народа.

Юрий Гвоздиков поражал умением привлекать талантливых людей, щедро отдавая им свой азарт и влюблённость в материал. С ним работали композиторы Александр Флярковский и Илья Шахов, Виталий Гевиксман и Александр Журбин, балетмейстеры и драматурги, художники и поэты. «Мне посчастливилось знать Юрия Ивановича Гвоздикова, масштаб личности которого и сегодня трудно переоценить», – признался председатель СТД РФ, народный артист РФ Александр Калягин.

Он много успел в жизни: возглавлял несколько театров, Красноярское отделение СТД, преподавал, был депутатом, председателем Комиссии по музыкальным театрам и секретарём СТД РФ, стоял у истоков Ассоциации музыкальных театров страны, удостоен звания заслуженного деятеля искусств России. И помнят его как уникального человека, понимавшего душу народа, его боли, радости и любовь, которой нет конца.

Наталья Савватеева


Тэги: Наталья Савватеева
Обсудить в группе Telegram

Наталья Савватеева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Летние сезоны и осенью греют

    05.10.2022
  • Я поднимаю свой бокал

    20.04.2022
  • Самородок по отчеству Волк

    13.04.2022
  • «Критерием для меня всегда была совесть»

    16.03.2022
  • Бродяга

    17.11.2021
  • Я поднимаю свой бокал

    105 голосов
  • Потребность делать добро

    99 голосов
  • Самородок по отчеству Волк

    92 голосов
  • Серёжка с Малой Бронной

    88 голосов
  • Бродяга

    72 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS