Он стремительно ворвался в жизнь страны, став в 33 года самым молодым главным режиссёром музыкального театра в СССР, создав свой стиль в режиссуре, своё видение народа нашего и особое отношение ко всем, кто работает в театре.
А началось всё с Тамбовского музыкального училища, армии, Свердловского театра музыкальной комедии, где он служил артистом, потом стал ставить спектакли, а окончив ГИТИС и Высшие режиссёрские курсы, получил в 1974 году приглашения сразу в четыре театра. Выбрал Красноярск, потому что руководство города и края его поддержало, дав карт-бланш в Театре музыкальной комедии. Что значит поиски новых талантливых артистов, дирижёра и, конечно же, квартиры. Но судьба этого человека зависела не только от его характера и энергии, а ещё и от его родовых корней. Фамилия одного из дедов его была Гвоздяк, того самого, кого из родного Запорожья отправили в Казахстан возглавлять совхоз-гигант. Перед отправкой ему сказали, что с такой фамилией возглавлять ничего нельзя. И тогда Гвоздяк стал Гвоздиковым, а когда поднял разваленное хозяйство, был объявлен троцкистом, репрессирован, а после реабилитации умер от инфаркта. Отец Юрия, будущий фронтовик и герой Победы, был одним из семерых детей в дружной и певучей семье Гвоздиковых, которая уехала после ареста деда в Киргизию, где жили родные и где родился его сын, о котором речь. От семьи Юрий и взял музыкальность, овладев в училище игрой на баяне, гобое, искусством хормейстера, а в ГИТИСе на режиссёрско-актёрском курсе народного артиста СССР, главного режиссёра Большого театра Иосифа Туманова освоил и всевозможные постановочные секреты грандиозных спектаклей и концертов. А то, что он добавил к ним ещё и свой юмор, жизнелюбие, способность создавать фейерверки из талантов, умея их искать, находить и лелеять, превращало его творения в увлекательное зрелище.
– В музыкальном театре, в жанрах, которые я для себя выбрал, – оперетта, музыкальная комедия, мюзикл – должны работать только эмоционально положительные люди с чувством юмора, начиная с режиссёров и заканчивая вахтёрами и гардеробщиками, – сказал он как-то в интервью. – Зрителя надо встречать как родного. Как нигде его больше не встречают.
И театр его забурлил так, что публике лишь оставалось со скоростью света покупать билеты то на музыкальные комедии «Бабий бунт» Евгения Птичкина или «Тогда в Севилье» Марка Самойлова, то на оперетты «Пенелопа» Александра Журбина или «Женихи» Исаака Дунаевского. А к 30-летию Победы он создал удивительный по силе воздействия спектакль «Опалённые строки», выступив не только как режиссёр, но и как автор пьесы, вставив в канву действия любимые всеми песни и стихи о войне. С этим спектаклем, получившим все награды страны, театр с успехом выступал в Красноярске, а также объездил весь Союз, вызывая восторг самой разной публики. Потому что во всём, что бы ни ставил Юрий Гвоздиков, была душа народная, жаждущая свободы и счастья. А сколько было в то время актёрских удач, когда что ни роль – открытие. Но, пожалуй, самым большим событием явилась на красноярской сцене героическая драма «Соколиная песня» композитора Ильи Шахова, пьесу написал Гвоздиков по сибирским и уральским сказам вместе с поэтом Наумом Олевым. В постановке принимали участие удивительно талантливые балетмейстер Леонид Таубе и художник Вадим Балдин.
– Предложение написать музыку для «Соколиной песни» было для меня очень неожиданным, – признался перед премьерой в 1977 году Илья Шахов. – Я писал произведения эстрадного плана, для детей и комедийную музыку. А тут поднимаются глубинные пласты из жизни людей русских, показывается бунтарская стихия народа.
Юрий Гвоздиков поражал умением привлекать талантливых людей, щедро отдавая им свой азарт и влюблённость в материал. С ним работали композиторы Александр Флярковский и Илья Шахов, Виталий Гевиксман и Александр Журбин, балетмейстеры и драматурги, художники и поэты. «Мне посчастливилось знать Юрия Ивановича Гвоздикова, масштаб личности которого и сегодня трудно переоценить», – признался председатель СТД РФ, народный артист РФ Александр Калягин.
Он много успел в жизни: возглавлял несколько театров, Красноярское отделение СТД, преподавал, был депутатом, председателем Комиссии по музыкальным театрам и секретарём СТД РФ, стоял у истоков Ассоциации музыкальных театров страны, удостоен звания заслуженного деятеля искусств России. И помнят его как уникального человека, понимавшего душу народа, его боли, радости и любовь, которой нет конца.
Наталья Савватеева