Иван Фёдорович Ганицкий появился на свет 30 июля 1860 года в семье сельского священника. Васильковский уезд (ныне Сквирский район) – самый центр Украины, там, неподалёку от Белой Церкви, он и провёл детство. Образование получил в Киевской духовной семинарии. По окончании преподавал Закон Божий в народном училище в Тавриде, позже поступил бухгалтером в Казённую палату. Всё это время вызревало решение вернуться на духовную стезю, и в апреле 1899 года было принято монашество под именем Феодосий.
Менее чем через полгода он стал настоятелем Бахчисарайского Успенского скита, а в ноябре 1900 года был временно призван осуществлять надзор за монастырскими делами всей Таврической епархии. Вскоре он стал игуменом, а под конец того же года – настоятелем Георгиевского монастыря в Балаклаве. Оттуда в 1903 году его перевели в Москву, в Покровский монастырь.
Так выглядит сегодня Успенский кафедральный собор в Коломне, где не раз проводил службу епископ Феодосий
С началом Русско-японской войны многие священнослужители направились на Дальний Восток. Им предстояло не только крепить дух сражающейся армии, но и помогать пастырским словом раненым и больным. Феодосий вошёл в отряд Красного Креста, сформированный Братством во имя святой Евгении. Его самоотверженный духовный труд был высоко оценён и по возвращении отмечен наградами – и государственными, и церковными: орденами святой Анны 3-й степени с мечами и святой Анны 2-й степени, медалью и знаком Красного Креста, наперсным крестом на георгиевской ленте. Вернувшись в Москву, Феодосий продолжил служение в Покровском монастыре.
В 1909 году он возглавил Златоустовскую обитель и вновь принял обязанности благочинного – на сей раз всех Московских монастырей, и уже в сане архимандрита. Служение продолжалось вплоть до закрытия монастыря в 1920 году, после чего патриарх Тихон возвёл его в сан епископа, поставив во главе Коломенской и Бронницкой епархии. Проповеди Феодосия в Успенском соборе Коломны неизменно привлекали прихожан. Личный опыт, глубокое понимание трагической эпохи в жизни Церкви и всей страны, призыв к христианскому смирению и неколебимая вера пастыря находили неизменный отклик в людских душах. Он не допускал выпадов против власти и политических призывов, но местный ОГПУ с помощью десятков осведомителей пытался найти хоть намёк на антисоветскую деятельность в его речах и поступках. «Повезло» им нежданно. Ежегодно в июле в городе крестным ходом отмечалось избавление от холеры, и в 1921 году Феодосий по традиции помянул всех погибших «от губительныя болезни», в том числе и великого князя Николая Александровича.
Похоронили владыку Феодосия за алтарём храма Казанской иконы Божией Матери села Сушково под Луховицам
Повод для обвинения в контрреволюционной пропаганде наконец нашёлся. Однако прихожане, возмущённые арестом владыки, направили в Московскую ЧК прошение о его освобождении. Власть отступила.
Новые преследования обрушились на митрополита Феодосия в следующем же году. Взвешенные и справедливые возражения патриарха Тихона против насильственного изъятия церковных ценностей вызвали недовольство части клира. Так называемые обновленцы готовы были полностью подчинить церковную жизнь политическим задачам государства, что шло вразрез с миссией православия и элементарными понятиями совести. За поддержку патриарха и порицание обновленцев Феодосий был арестован и больше года провёл в Бутырской тюрьме. Дошло до Верховного суда, который дело прекратил.
Вернувшись в 1924 году к исполнению архиерейских обязанностей, владыка обнаружил, что за время его заточения обновленцы обрели в Коломне многих сторонников и не намерены возвращаться к основам церковной жизни. Пользуясь поддержкой властей, они устроили епископу настоящую травлю, вынудив его наконец подать прошение об уходе на покой. Свой пост он покинул в конце сентября 1929 года. Однако это не остановило преследователей, и через месяц их клевета достигла цели. Феодосия и его единомышленников – около двадцати человек – арестовали. Обвинение гласило, что он «под прикрытием Церкви и борьбы с безбожием занимался организацией и объединением реакционно-монархического элемента и лиц, активно борющихся с советской властью», восстанавливал монастыри, поддерживал контрреволюционеров и вёл антисоветскую агитацию. Обвинения по «контрреволюционным» статьям владыка отверг как голословные, однако в феврале следующего года Коллегия ОГПУ приговорила его к пятилетней ссылке.
Три года из пяти владыка провёл на севере, после чего ему разрешили свободное проживание. Семидесятитрёхлетний пастырь вернулся в Коломну, а оттуда в поисках надёжного пристанища направился под Луховицы, где его встретили благодарные последователи. У них, близ храма Казанской иконы Божией Матери, он провёл последние годы жизни. Преставился Феодосий 3 мая 1937 года, похоронили его за алтарём храма.
В последующем запустении могила его была утрачена, но вскоре после прославления имени Феодосия в Соборе новомучеников и исповедников российских XX века произошло обретение мощей святого. Это случилось 16 мая 2006 года. К тому времени он был реабилитирован и честное его имя восстановлено. Подвижническая жизнь владыки Феодосия оставила светлый след в народной памяти, ныне же священноисповедник почитается как небесный покровитель Коломенского военного гарнизона.
ПОДРОБНОСТИ
Коломенская прихожанка Зинаида Ивановна Ильина так вспоминала о владыке Феодосии: Мне кажется, не было ни одной церкви в нашем городе, где бы не совершал службы в престольные праздники епископ Феодосий.
Православные люди Коломны и особенно монахи очень полюбили владыку, видя в нём не только талантливого администратора, но и человека, ведущего аскетический образ жизни, видя его искреннюю и неподдельную любовь к каждому при ходившему человеку. Все люди, имевшие скорби, обращались к нему за помощью и молитвой.