Накануне 95-летия самой популярной столичной газеты на вопросы «ЛГ» отвечает главный редактор «Московского комсомольца», председатель Союза журналистов Москвы Павел ГУСЕВ.
– Газеты, Павел Николаевич, взрослеют вместе с нами. Ведь вроде совсем недавно громко отмечали 70-летие «МК» во Дворце молодёжи. Тогда у вас и бороды, по-моему, не было, а вызов на бюро горкома партии реально существовал, призыв пролетариям всех стран соединяться присутствовал над названием. И когда вскоре эти слова с первой полосы именно «МК» исчезли, что было неприятным сюрпризом для начальства, тогда и началась для советских изданий другая жизнь… Может, тогда и возник феномен самой читаемой и любимой не только в Москве ежедневной газеты?
«ЛГ»-досье:
ГУСЕВ Павел Николаевич.
Родился в 1949 году.
Признанный и широко известный в стране и за рубежом журналист, издатель, видный общественный деятель.
Окончил Московский геологоразведочный институт им. С. Орджоникидзе и Литературный институт им. А.М. Горького. Работал в Московском геологоразведочном институте, комсомольских органах. В 1983 г. назначен главным редактором газеты «Московский комсомолец».
Работал министром Правительства Москвы (руководителем Департамента печати и информации)
С 2006 по 2010 г. – председатель Комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации Общественной палаты РФ. Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Профессор, декан факультета журналистики Международного университета в Москве. Заслуженный работник культуры России. Награждён орденом Почёта и другими государственными наградами.
|
– Ключевое слово – ежедневная. Что накладывает на содержание и саму линию газеты, журналистский коллектив большую ответственность. Ведь нужно изо дня в день наполнять её свежей информацией, стараться успеть поставить на полосы, не отстать от конкурентов, которых немало на информационном поле. При этом мы стараемся не просто сделать новостной контент, который в той или иной степени заинтересует читателя. Потому что есть интернет, быстрые средства информации – радио, телевидение. Но в газете важное дополнение к информации – анализ, раздумья, размышления. Это именная журналистика – для меня это важный термин. Если ты хочешь иметь постоянного читателя, талантливый коллектив, крепкое ядро редакционного коллектива, должны быть журналисты, что называется, штучные, со своим лицом и взглядом, со своим именем. Всё это вместе даёт возможность заинтересовать читателя не только ежедневной оперативной информацией, но и именами журналистов, которые пишут материалы, заставляющие читателя думать, ненавидеть, возмущаться, спорить, подчас даже отвернуться от газеты. А если ты не задеваешь человека, а просто даёшь ему немного манной каши и кусочек хлеба и обзываешь это словом «информация», которую он должен поглотить, чтобы не выглядеть человеком со стороны, этого мало. Читателю нужно не только необходимое количество калорий, это надо, чтобы у него появилось желание взять в руки эту газету на следующий день, чтобы у него появился вкус читать статьи именно этих авторов.
Для меня выпуск газеты – это постановка некого спектакля, который я ставлю как главный режиссёр, а артисты в нём – журналисты. Как сыграют в данной постановке актёры, как найдёт верный поворот режиссёр в расстановке материалов – от этого и зависит каждый день выход номера.
– Сколько человек работают в «МК»?
– Мы давно уже издательский дом, выпускающий 79 газет и журналов в 67 регионах России, 16 зарубежных изданий. Причём всё это разный контент, разные дни выхода. У нас свои подписное агентство, службы распространения и общественных связей (каждый год мы проводим устные выпуски и встречи с журналистами в самых разных городах), свои типография и служба рекламы. Сейчас общая численность работающих у нас – более 1200 человек. «МК» выходит в Австралии, Германии, Турции, Арабских Эмиратах, Таиланде, Израиле, Канаде, США. Всего не перечислишь. Тиражи разные – от 15 до 30 тысяч экземпляров. Для эмигрантской среды это вполне приличные цифры. Бывает, и до 50 тысяч в некоторых странах тираж доходит.
– Видел региональный «МК» в районном центре Нюксеница Вологодской области и в Лионе.
– Да мы и на Украине выходим.
– До сих пор?
– Сложилась уникальная ситуация – газета издаётся в Киеве, Донецке и Крыму. Выпуски, конечно, разные, да и коллективы тоже, но даже в нынешних сложных условиях работают. Продукт, который мы издаём, нашёл и находит не только своих читателей, но и наших партнёров, которые увидели в нём возможность для своего бизнеса. Этот товар им нужен, газета нужна. Всем этим и занимается наш издательский дом, который работает практически круглосуточно. Ведь есть ещё сайт МКRu, достаточно посещаемый. Вот только вчера было более двух миллионов заходов – это чего-то стоит. Мы входим в 15 крупнейших сайтов России. Есть у нас и нишевые сайты – например, ОхотникиRu с огромной аудиторией. Всё это вместе и составляет единое целое, потому что существует общая идея – делать такой медийный продукт, который бы вызывал интерес у огромной аудитории.
– 31 год назад, когда вас назначили редактором «МК», о таком и не мечталось, Павел Николаевич?
– В 1983-м, когда я пришёл сюда, не имея журналистского образования, сказал коллективу: хочу делать газету, которая была бы интересна мне как главному редактору. Поэтому мы начали с устных выпусков и встреч – хотели узнать тех, кто нас читает, стали искать потенциального читателя. Этим продолжаем активно заниматься и сейчас. 31 год назад я решил читать сам все письма, приходящие в редакцию. Разумеется, содержательные. До сих пор стараюсь их читать, расписывать по отделам. Читатель помогает нам в темах, направлениях. Смотрю всё – и доброжелательные отзывы, и критику, которая нередко на нас обрушивается, анализирую письма, стараясь увидеть не те рубли, которые мы зарабатываем от продажи тиража, а людей, которые отдают свои кровные за то, что мы делаем. А это очень важно, что и как мы для них делаем.
– В коллективе все единомышленники Гусева?
– Абсолютно нет. В газете есть люди, с которыми я не соглашаюсь и политически, и в других вопросах. Но только не в нравственности и порядочности. Бывали случаи – приходили талантливые люди, но с ними приходилось быстро расставаться, их внутренние качества мне казались не подходящими для журналиста. Главное – не в том, чтобы мне в рот смотрели и отвечали моим политическим воззрениям. Все должны быть разными. Когда я стал редактировать «МК», сразу сказал: никого править не буду и делать все полосы под себя тоже. Знал главных редакторов, которые правили всех, и получался монолит железобетонный. С первого дня редакторства говорил и говорю: вы должны свой стиль находить, собственное я, обретать имя, делать всё, чтобы читатель, открывая свежий номер, начал его читать именно с вас, потому что вы раньше его заинтересовали. Оставляю за собой право в том случае, если не согласен с сотрудником, спорить с ним. Говорю: давай подумаем. Он уходит, размышляет, соглашается или доказывает мне свою правоту.
– Трудный народ в редакции?
– Конечно. Все очень разные. Бывают и скандалы, и крики, и слёзы. У нас более сотни самых активных журналистов и – я этого не скрываю – многие из них друг с другом не здороваются, не общаются.
– Но камешки в общую мозаику складываются.
– Да, разумеется. Я общаюсь со всеми. Есть, конечно, более близкие сотрудники. Но главное в журналисте – талант, творческая индивидуальность, умение выразить свою мысль так, чтобы она была интересна другим.
– «МК» издаётся вот уже 95 лет. А как вы думаете, до столетия бумажная версия доживёт?
– Надеюсь, что как творческий продукт газета, которая выходит сегодня, пять лет проживёт. Но, к сожалению, есть вопросы, связанные с экономикой. Как ни странно, в нашем государстве делается всё, чтобы уничтожить печатную прессу, сделать так, чтобы она реже попадала в руки читателю. Я на эту тему выступал и перед мэром Москвы, и перед Президентом России. Газета, даже если она оппозиционна и кому-то не нравится, самый лояльный продукт для государства. Основным потребителем газет является электорат, то есть люди, которые ходят голосовать. Зачем же уничтожать печатную прессу, лишать этих людей информации, заставлять их только сидеть у телевизора (они и так это делают)? Но смотрят не новости. Зачем же отставлять их от информации повышением расценок на печать, уничтожением киосков печати, увеличением цен на подписку, принятием законов, которые на 30–40 процентов уменьшили рекламный рынок? Мне кажется, что информационная безопасность страны под угрозой. Людей – вольно или невольно – загоняют в интернет, где средства массовой информации представлены не так уж и широко, как многие думают. Интернет – средство массовой коммуникации и прямого отношения к СМИ не имеет, СМИ лишь его небольшая часть. Лишь 7–8 миллионов из 50 миллионов пользователей в России читают СМИ в интернете. Зачем их загонять в соцсети, где норма общения мат-перемат, где нет уважения, многие блогеры абсолютно непрофессиональны, огромное количество непроверенной информации, фейков? Никто не спорит – интернет огромное достояние, важнейшее средство коммуникации, продвижения науки, получения энциклопедических знаний. Но у нас в стране 100 миллионов потребителей традиционных СМИ и 10–12 миллионов пользователей интернета, просто несопоставимые цифры.
Абсолютно уверен: в ближайшие 15–20 лет бумажные СМИ существовать будут, они нужны, сама жизнь доказывает их необходимость. Ведь интернет просто отключиться может, а ещё вирусы, атаки. Всё может рухнуть. А киоски, типографии, редакции одномоментно исчезнуть не могут.
– Павел Николаевич, а как себя ощущает человек, который владеет 100 процентами акций газеты, широко известной в стране? По-моему, второго такого человека нет. Вы были даже министром столичного правительства.
– Я действительно был министром печати Москвы, создавал это министерство, был депутатом Моссовета, членом Общественной палаты, возглавляю Союз журналистов Москвы, вхожу в состав Совета по правам человека при Президенте России… Я никогда не просил, чтобы меня включили хоть в одну из этих структур, никакие должности не выпрашивал. Просто работал над созданием газеты, других печатных продуктов. Прекрасно понимаю ответственность, которая на мне лежит. Да, я вот уже четвёртый десяток главный редактор, сумел создать большой издательский дом. Но никогда за это время не использовал газету для достижения целей, направленных против государства, города, общества. Да, я критикую власть, некие государственные механизмы, известных людей, но их же и поддерживаю. «МК» не разжигает ненависть ни к власти, ни к оппозиции. Когда берёмся за какие-то важные и острые темы и проблемы, то внимательно изучаем их – для того чтобы недостатки искоренить. Бывает, и ошибаемся. Но честно скажу – за всё время моей работы в газете ни разу ошибка редакции не замалчивалась, извинения приносились и на страницах «МК», и на сайте.
– Наши газеты более чем дружны. Три бывших редактора «МК» в разное время руководили «ЛГ». Да и первые публикации нынешнего главного редактора появились на ваших страницах.
– Горжусь тем, что отрывки из всех первых произведений моего друга, товарища Юрия Полякова, с которым мы знакомы с конца семидесятых годов, были опубликованы у нас. Для меня это большая честь. Он сегодня один из самых востребованных, талантливых и мощных писателей, он создал свой стиль в литературе, по всем его произведениям поставлены фильмы и спектакли. Они, как и первоисточники, активно обсуждаются. Его первые публикации уже часть истории «МК». Как и Михаил Шолохов, первые рассказы которого напечатаны на наших страницах, – мы гордимся этим. Как и Юрий Трифонов, приносивший свои первые вещи тоже к нам. А Осип Мандельштам руководил в нашей газете отделом поэзии. Андрея Вознесенского мы с радостью публиковали до последних дней жизни, и он правил свои стихи здесь, когда говорить почти не мог. С литературой «МК» всегда был на ты. Мы придумали много лет назад печатать сразу на четырёх полосах поэтическую книгу в газете. Этого никто до нас не делал. Мы долгие годы эту книгу публиковали, такие имена открыли и напечатали! Только что выпустили книгу Александра Аронова, который 35 лет работал у нас.
– Накануне юбилея газеты особо хочется отметить, что название у неё осталось прежнее.
– Мы могли, наверное, называться «Московский курьер». Но всегда в скобках было бы написано «Бывший «Московский комсомолец». Так зачем говорить о бывшем, надо делать настоящий. Мы и день рождения комсомола по-прежнему отмечаем, даём слово секретарям ЦК. Считал и считаю, что комсомол много сделал. Были, конечно, и недостатки, много наносного. Но как стране сегодня не хватает единой молодёжной организации! В своё время на одной из встреч я предлагал Ельцину: давайте оставим комсомол, назовём его по-другому, поможем ему сохраниться и преобразиться. Тем более были люди, готовые это делать. Но – увы! – всё тогда распалось. Сейчас спохватились – надо с молодёжью что-то делать! Надо было тогда начинать…
– Сегодня убедился, насколько плотен рабочий график главного редактора «МК». Планёрка, совещание в Кремле, встречи. А новую пьесу написать не хочется?
– Хочется. Но прекрасно понимаю, что сейчас это сделать практически невозможно. Вот полосы завтрашнего номера, кое-что я уже прочитал, сейчас и до остального дойду. Стараюсь читать все материалы. Тем более что современные технологии позволяют получать их в любом месте. Сегодня перед встречей с президентом читал статьи будущих номеров.
– Но на охоту выбираетесь? Когда были в последний раз?
– На прошлой неделе.
– Стреляете по-прежнему метко?
– Да.