Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 марта 2025 г.
Культура

Жизнь, любовь, красота...

25 марта 2025
фото Ивана Калита и Жанны Оруджовой

«Женщина на все времена...» – под таким завораживающим названием в Выставочном зале Объединения московских скульпторов открылась 19 марта персональная выставка, посвящённая 70-летию со дня рождения Ольги Ивановны Калита, ваятеля и художника-графика.

Родилась она в столице Узбекской ССР – городе Ташкенте, а в двухлетнем возрасте (1957 год) вместе с семьёй перебралась в Москву. Творческие способности девочки впечатлили скульптора Альдону Ненашеву, и она посоветовала родителям маленькой Оли отдать её в художественный кружок при Московском городском Дворце пионеров на Ленинских горах. Именно здесь руководителем кружка Борисом Орловым открыт был для девочки неповторимый мир скульптуры.

Далее последовала учёба на факультете «Архитектурно-декоративная пластика» Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), где Ольга занималась композицией по классу А.Н. Бурганова, а дипломную работу выполняла под руководством Г.А. Шульца. Отметим, что Александр Николаевич Бурганов – признанный мэтр скульптуры – стал для Ольги Калита другом-наставником и Учителем на многие годы и после окончания Строгановки.

В 1980 году девушка вступила в Молодёжную секцию Московского Союза художников (МОСХ), а спустя восемь лет была принята в Союз Художников СССР.

Те же 80-е годы отмечены для Ольги Калита активной творческой деятельностью. Авторству её принадлежат, например, декоративные композиции для фасадов и интерьеров Домов культуры совхозов «Алябьевский» Орловской области и «Угумский» Красноярского края, Кировского завода в Ленинграде, для Дома юного техника в Геленджике Краснодарского края, въездной знак Троицкой камвольной фабрики Московской области, стела для города Сокол Вологодской области, ряд других произведений. Охотно работала Калита и для украшения детских площадок: таковы жанровые композиций «Конёк-Горбунок», «Волшебник Изумрудного города», «Кот в сапогах», установленные в нескольких городах нашей страны.

С 1992 года Ольга Ивановна – член секции скульптуры МОСХ и Объединения московских скульпторов, а с 1994-го – старший преподаватель кафедры скульптуры в Московском архитектурном институте (МАРХИ). Была она и участницей многочисленных московских выставок, как групповых, так и индивидуальных (в ЦВЗ «Манеж», ЦДХ, Московском Доме художника на Кузнецком мосту, на «Весенних салонах» (2001-2002; диплом жюри)). Трижды (в 1991-1993 годах) представляла свои работы на выставке «Russische Avantgarde - II Ausstellung» в Германии.

Традиция подобных выставок не прервалась и после безвременного ухода Ольги Калита из жизни в январе 2004 года. Кроме вышеназванных мест, они регулярно проходили в Государственных выставочных залах «На Каширке», «Выхино» (под названием «Москва и москвичи»), галереях «Беляево» (под названием «Весенний марафон»), «Les Oreades» (ЦДХ; под названиями «Надеюсь встретиться с тобой» и «Танец на мокрой траве») и др.

Отрадно, что работы Ольги Ивановны можно увидеть во многих российских музеях: Третьяковской галерее, Музее Современного Искусства, Музее классического и современного искусства «Дом Бурганова», в Белгородском Государственном художественном музее, а также в частных коллекциях в России и за рубежом: в Германии, Турции, Южной Корее, США.

Нынешняя персональная выставка несёт в себе особый посыл. Это вечная тема Женщины и Материнства, которой вдохновлялись художники всех времён и народов и которая занимает исключительную роль в творчестве Ольги Калита. Ведь только художники и музыканты могут в полной мере передать, что такое Женщина – сама жизнь, любовь и красота!

Работая с бронзой, гипсом, деревом, – с каждым из этих материалов Ольга Калита сумела найти общий язык, прочувствовать мощь их пластических свойств. Рождённые её глубоким талантом и силой духа, все скульптуры прекрасно передают изящество и грацию женского тела и матери. Фигуры буквально завораживают взмахом руки или слегка небрежным поворотом головы.

При этом каждый материал, с которым соприкасалась Ольга Ивановна, раскрыт с присущей только ему стороны. При взгляде на её бронзу возникает ощущение полёта. Гипс выражает особую нежность и одухотворённость. Дерево – это чёткая и строгая форма, которую, собственно, и требует данный материал. Таким образом, творчество Калита целиком полифонично и многоассоциативно, а потому будоражит воображение зрителя постепенно.

На открытии экспозиции, где, помимо станковой, декоративной и керамической скульптуры, представлены образцы графики, присутствовали многие творческие личности: искусствовед Пётр Баранов (ведущий церемонии); Татьяна Петрова-Латышева – президент Международной Академии современных искусств, почётный деятель искусств России и Мира; Георгий Смирнов – председатель Объединения московских скульпторов; скульпторы – члены Объединения – Пётр Добролюбов, Олег Ковригин, Сергей Серёжин, Сергей Смуров.

Присутствовали, разумеется, и близкие родственники Ольги Калита, в том числе её сёстры – Ирина Ивановна (на плечи которой и легла хоть нелёгкая, но тем не менее, приятная обязанность организации столь многоплановой экспозиции) и Татьяна Ивановна.

Прозвучало большое количество добрых слов и воспоминаний об Ольге Ивановне, о том, какая это была гордая, статная женщина, обладавшая одновременно целеустремлённостью и исключительной преданностью своему делу. Например, она собственноручно отливала формы для бронзового литья!

C чудесными стихами, воспевающими непревзойдённую силу Искусства, оптимизм и жизнелюбие, выступила поэтесса Лариса Шатунова, победительница нескольких литературных конкурсов проекта «Московское долголетие».

Продлится выставка «Женщина на все времена» до 6 апреля 2025 года.

Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Балет рифмуется с «Наследием»

    16.05.2025
  • Он – режиссёр. Этим и интересен

    16.05.2025
  • Театр «Торикос» – «Ничейный остров»?

    16.05.2025
  • «Русские держат двери открытыми»

    15.05.2025
  • Письма Победы

    15.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS