Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 июля 2014 г.
  4. № 26 (6469) (02.07.2014)
Искусство

Жизнь не прошла мимо

02 июля 2014

Людмила Богданова. Владимир Басов. В режиссуре, в жизни и любви. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014. – 256 с. – 2500 экз.

Народного артиста СССР фронтовика Владимира Басова (1923–1987) не зря называли самым последовательным экранизатором за всю эпоху советского кино. Из 20 картин, поставленных им, большинство сделано по крепким литературным источникам – по А. Гайдару («Школа мужества»), К. Федину («Первые радости», «Необыкновенное лето»), Ю. Бондареву («Тишина»), Г. Николаевой («Битва в пути»), В. Кожевникову («Щит и меч»), М. Булгакову («Дни Турбиных») и, конечно, А.С. Пушкину – «Метель». Помнятся и его телеэкранизации пьес Дж.Б. Пристли – «Опасный поворот» и «Время и семья Конвей».Справедливости ради стоит заметить, что в басовских лентах всегда были хорошая музыка и песни, которые поются много лет спустя. К примеру, «С чего начинается Родина» или «На безымянной высоте».

Хотя многие его считают в первую очередь актёром – блистательным, острым, редкого комедийного обаяния. Практически с первого появления на экране в фильме Г. Данелии «Я шагаю по Москве», недавно отметившем 50-летие. Эпизод с полотёром – как бы писателем, в котором Басов вчистую переиграл исполнителей главных ролей, придал фильму и социальность, и глубину. Как и крохотная роль в оскароносной картине В. Меньшова «Москва слезам не верит». А дети ХХI века обожают басовского Дуремара из «Приключений Буратино», Худого волка из истории про Красную Шапочку, Стампа из «Приключений Электроника».

Как считает автор, «написать книгу о Владимире Басове – это объять необъятное. Он был уникальной личностью, с одной стороны, и типичным гением – с другой. В нём была и особость, выделявшая его из круга современников и коллег, и в нём всегда было заметным проявление черт, вообще свойственных людям, отмеченным недюжинным дарованием в творчестве и талантом человеческого «я». Но Людмиле Богдановой рассказ о В.П. Басове удался, три его составляющих части – режиссура, жизнь и любовь – получили на страницах книги развёрнутое повествование. О любимых женщинах-актрисах режиссёра Басова, покойной Розе Макагоновой и, слава богу, живых и даже замечательно выглядящих народных артистках России Наталье Фатеевой и Валентине Титовой, написано тактично, бережно. Так что любители «желтухи» могут не беспокоиться.

Единственное, чего, на мой взгляд, не хватает изданию, – иллюстраций. Центрполиграф явно сэкономил на этом и тем самым обеднил рассказ о человеке, который всю свою жизнь отдал кино. Но кроме кадра из фильма «Нейлон 100%», вынесенного на обложку, других нет.

Анна АРТЁМОВА

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS