Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2013 г.
  4. № 48 (6441) (04.12.2013)
Литература

Жизнь переселенки

Родовые корни творчества писателя

04 декабря 2013

Среди писателей, в том числе и известных, есть такие, творчество которых далеко от автобиографичности, и читателю (не литературоведу!) невозможно или трудно судить, насколько то или иное произведение соотносится с его реальной жизнью. Естественно, что авторы «Записок охотника», «Отцов и детей», «Нахалёнка» и «Продкомиссара» многие ситуации, свои мысли и эмоции доверили персонажам, используя личный опыт. Но этот опыт «закрыт» от читателя отстранённой фигурой героя, а потому может быть прочитан, воссоздан лишь со значительной долей условности. К числу таких писателей можно отнести и С.П. Залыгина. Своеобразным ключом к ряду образов С. Залыгина оказывается его биография, отразившаяся и в исследованиях литературоведов, и в его немногочисленных и не известных широкому кругу читателей статьях.

Так, один из наиболее ярких образов романа «Комиссия» (1976) – Зинаида Панкратова. В романе ей отведена роль женщины, тайно и явно симпатизирующей главному герою Николе Устинову – крестьянскому философу, «лучшему мужику», хранителю Белого Бора. Это она позволяет Комиссии заседать в своём доме, сберегает заветные «сказки» о прошлом сибирской деревни, она предупреждает Николу о смертельной опасности, снимает любимого с «бороньих зубов» людской злобы. Это ей писатель даёт знаковое имя Зинаида (дочь Зевса), что вкупе с фамилией Панкратова (всевластная) и делает её главной персоной романа. Вероятно, Зинаида является олицетворением устоявшихся представлений (архетипом) о сильной, волевой, красивой русской женщине, запечатлённой в фольклоре и в творчестве классиков.

Есть в романе и другие яркие образы: Домна – мудрая и плодоносная жена Николы Устинова, старая учительница, «полувятские» легендарные девки. Но откуда родом все эти явные и неявные симпатии и предпочтения, относящиеся к Зинаиде? Панкратова впервые является перед жителями Лебяжки далеко не в парадном обличии: «Девка чумазая, в дорожной пыли-грязи, волосёнки на голове скатанные, две кое-какие косички, а промеж ними ещё лохмушки болтаются, кофтёнка драная, сама босая, ни дать ни взять – нищенка. Но стоит прямо, росло, говорит с мужиками смело, хотя и детским, каким-то вовсе не сильным голоском.

И стояла тут же на площади перед нескладным помещением лебяжинской сельской сходни тощая кобылёнка, запряжённая в телегу не в телегу, в арбу не в арбу, а бог знает во что такое, во что-то неизвестное, но с колёсами, и на этом на чём-то стонал под рядном скрюченный мужичонка, и сидела рядом с ним старуха, тоже кости да кожа». Воссозданная Залыгиным зарисовка оказывается своеобразным «счаст­ливым» вариантом сюжета известной картины С.В. Иванова «В дороге. Смерть переселенца» (1889). Близость сюжетов, вероятно, подчёркивается писателем нарочито: Залыгин датирует свою сцену 1894 годом. Сцена заканчивается счастливо: настойчивую переселенку за обещание «нарожать мужчин настоящих» и «благодарность человеческую» принимают в лебяжинское общество.

Может быть, тамбовское происхождение привлекло Залыгина к Зинаиде Панкратовой? Ведь известно, что «дед писателя происходил из безземельных крестьян Тамбовской губернии», а отец его получал «для обучения в Тамбовской гимназии «полное содержание» от известного <…> общественного деятеля помещика Чичерина (отца Г.В.Чичерина). Но в жизни – тамбовские дед и отец, а в романе – волевая женщина. К тому же Павел Иванович Залыгин в большей степени «созвучен» другому герою романа – Кириллу Панкратову: такой же болезненный, так же тих, странен (сооружает необыкновенной красоты и высоты крыльцо к заурядному, к тому же приземистому дому), так же нервозно-предсказуем (в романе Кирилл готов убить «последнего» отставшего от карательного батальона солдата в отместку за его покушение на поджог диковинного крыльца).

В эссе «К вопросу о бессмертии» (1989) Павел Иванович Залыгин появляется (впервые и, по сути, единственный раз) как действующее лицо литературного произведения. В суровом 1919 году в его квартиру явились красноармейцы: «– Вы Залыгин Павел Иванович? – спрашивал красноармеец постарше. – Да, я… – Где работаете? Кем? – Я делопроизводитель в Алтайском союзе кооперативов. – Почему в постели? – Я болен. – А это ваша жена? – Это моя жена. – А почему ежедневно её провожал белый офицер?» Кооперативные и политические увлечения Павла Залыгина схожи в «Комиссии» с изысканным крыльцом к заурядному дому. Однако вряд ли на этом заканчиваются переклички между отцом писателя и его героями. В той же «Комиссии» предельно симпатичным персонажем оказывается «коопмужик» Калашников, обещающий завалить маслом и другими товарами Европу, а в романе «После бури», как и в эссе «К вопросу о бессмертии», политические чудачества жителей Барнаула пользуются нескрываемыми симпатиями писателя. Чего стоят, к примеру, открытые сборы «по полтиннику» «на побег товарища» в нешуточные и скорые на расправу 1920-е годы!

Так почему же Зинаида Панкратова оказывается наиболее привлекательным женским персонажем «Комиссии»? Чем она так дорога автору романа? Часть ответа находим в уже цитированной статье «К вопросу о бессмертии». У сцены посещения красноармейцами квартиры Залыгиных в Барнауле есть продолжение. Красноармеец обращается к гражданке Залыгиной: «А почему белый офицер провожал вас? – Как это почему? – удивилась мать, оставаясь при этом совершенно спокойной. Не в пример болезненному и нервному отцу, она никогда и ничего не боялась (так безбоязненно и дожила до девяноста лет). – Наверное, потому, что этот офицер был интеллигентным человеком…» Смелость и мудрость в суждениях и поступках, основанных на исконном праве человека жить и продолжать человеческий род, воля и умение расположить к себе людей (и белых, и красных!), почти мужская отвага. Но ведь это свойства, актуальные и для Зинаиды Панкратовой, спасающие её и её родителей от бездомности, от смерти.

«Моя мать работала библиотекаршей на горе и каждый день ходила в расположение белых, полагая, что женщину никто не может, не имеет морального права обидеть». Но такова и Зинаида Панкратова, не боящаяся ни Дерябина, ни колчаковцев в своём естественном желании спасти возлюбленного. Вероятно, в случае с Зинаидой Панкратовой мы имеем дело с автобиографично­стью, с родовыми корнями, в различной мере связывающими этот образ с памятью о тамбовских предках, а через них и со всей коренной провинциальной Россией. Тамбовское безземелье толкало тысячи переселенцев на восток: на Урал, в Сибирь, на Алтай. Поэтому образ переселенки из Тамбовской губернии вполне достоверен, реалистичен.

Экспансивность тамбовской версии национального характера отлилась в ХХ веке в полемическую словесную формулу «тамбовский волк», а неслыханная строптивость создала Тамбовщине в ХХ столетии славу своеобразной русской Вандеи благодаря антоновскому восстанию. В отчаянно-мудрой Зинаиде Панкратовой, вероятно, живут все эти реминисценции, но в не меньшей степени и память о матери писателя – Любови Тимофеевне Залыгиной. Девяносто лет жизни и ненасильственная смерть – редкая удача для России ХХ века.

Известно, что С. Залыгин побывал на Тамбовщине в 1988 году. Встреча с ним проходила в обла­стном Доме политического просвещения. О цели своей поездки Залыгин говорил крайне скупо, но обозначил: побывать в родных для своих предков местах. Он много говорил о планах возглавляемого им и гремевшего в то время «Нового мира», о современной литературе, полемизировал с В. Войновичем, не обещал публиковать «Лолиту» В. Набокова, высоко оценивал Б. Пастернака и М. Булгакова, возвращавшихся в то романтическое время к читателям.

1988 годом ни жизнь, ни оригинальное творчество С. Залыгина не заканчиваются. Впереди у писателя были новые рассказы, повести, романы, эссе, обнаруживающие иные, в том числе и философские «родовые корни» писателя. Герой залыгинского «Экологического романа» (1993) Голубев рассуждает: «Я природу боготворю, но и у меня всегда была к ней претензия: мне казалось, что она скомпрометировала себя ледниковым периодом... И возможна ли в принципе ноосфера по Вернадскому, если из бытия природы не исключены ледниковые периоды?» В связи с этим возникает вопрос: эта голубевская тирада есть опровержение открытий В. Вернадского или этот спор есть косвенное признание родства залыгинского взгляда на природу с воззрениями русских космистов?

По Вернадскому, превращение биосферы в ноосферу есть «природный естественный процесс», безусловно, прогрессивный. Возможно, что одним из источников своеобразного обожествления «природного» у Залыгина и является учение о биосфере Вернадского. Во всяком случае, даже и сугубо человеческие свойства видятся залыгинским персонажам «природными» по своему происхождению. Его «мужик-офицер» Родион Смирновский так рассуждает: «У нас это в роду: природная храбрость. Значит, Коля, мы смерти не боимся. Не боимся, и всё тут…» Включённое в диалог двух сибиряков философское рассуждение вряд ли имеет дословное совпадение с рассуждениями русских космистов о человеке и природе, но их воздействие, влияние, в частности, теории Вернадского здесь явно ощутимо, прежде всего в гипертрофированном внимании к природным началам в человеке.

Но Залыгин был бы иллюстратором заимствованных философских доктрин, а не оригинальным художником-мыслителем, если бы остановился на однозначной апологетике биосферы и человека как главной составляющей сферы разума. Залыгин с его вниманием к природным началам в человеке, как и Вернадский, как и Чижевский, по сути, является продолжением, но вместе с тем иной, новой ступенью их идей. Биосфера, превращающаяся в ноосферу, – отрадное открытие В. Вернадского и русского космизма в целом. Ноосфера, грозящая превратиться в «радиоактивный рай» Хиросимы и Чернобыля, – одно из прозорливых опасений С. Залыгина. Залыгинский космизм осознаёт и представляет не только великую созидательную, но и грандиозную разрушительную силу науки. Свидетельство тому и публицистическая деятельность писателя, направленная против ряда циклопических проектов советского времени (гидростанция на нижней Оби, переброска северных рек), и художе­ственные произведения.

Автобиографический во многом Голубев задумывается над парадоксальной и катастрофической одновременно ситуацией: человек («существо») часть целого, называемого живой природой, пытается восстать против «вещества», составляющего живую природу! Вернадский был приятно поражён, увидев в «истории научной мысли» «историю создания в биосфере новой геологической силы». Залыгин, не без влияния Вернадского и Чижевского эту силу увидевший, рассмотрел в ней возможность гибели природы и человека как её части.

Родовые корни – это не только связь героев писателя с воспоминаниями о его вполне конкретных родственниках, тем более – предках. «Родовые корни» С. Залыгина – это незримые нити, соединяющие его с Уралом, Сибирью, Алтаем, с традиционной культурой всей России. Они ощутимы в созвучиях судеб многих его персонажей с судьбой автора. Недаром героями его произведений оказываются студенты и учёные («Тропы Алтая», «Экологический роман»). Крестьянская линия его родословной реализовалась в романах «Солёная Падь» и «Комиссия». А сама универсальная личность писателя, учёного, критика, публициста, общественного деятеля, натурфилософа наиболее ярко запечатлена в образе сосланного в Туруханский край ботаника Верещагина. Срок его ссылки закончился в разгар лета, и ему предложили выехать домой. Но у него на этот счёт свои соображения: «Растения цветут – значит, время собирать гербарий. Самое время, а мне говорят: «У вас срок ссылки кончился, поезжайте домой».


Тэги: Сергей Залыгин
Обсудить в группе Telegram

Пётр Гончаров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS