Мария Залесская. Ференц Лист. М.: «Молодая гвардия», 2016 (серия «ЖЗЛ»). 497 с., 3000 экз.
Среди композиторов нет, пожалуй, фигуры более противоречивой, чем этот классик венгерской музыки. Начнём с того, что Ференца Листа считают «своим» и французы, и немцы. В Париже сформировался его исполнительский облик, в Германии он много дирижировал. Приняв духовный сан, он вошёл в среду папских деятелей Церкви, создав ряд религиозных произведений.
Книга Марии Залесской развенчивает многие мифы о Ференце Листе и в каком-то смысле становится оправдательным документом. Автор то и дело акцентирует наше внимание – «вот, как было на самом деле». Шаг за шагом, день за днём прослежен жизненный путь музыканта, его бесчисленные перемещения – города и страны сменялись в его биографии как в калейдоскопе. Тщательность проработки фактологии восхищает: автор словно прожил жизнь второй раз – уже вместе со своим героем.
На вопрос, чем мотивирован выбор персоны, М. Залесская призналась: «Лист – моя «первая любовь»: я, будучи студенткой института имени Ипполитова-Иванова, обожала его музыку, старалась исполнять его фортепианные произведения. Но затем Лист был вытеснен фигурой Вагнера, жизнью и творчеством которого я занималась в общей сложности 15 лет. Лист, как и в своей жизни, скромно уступил место «наглому» зятю (Вагнер был женат на дочери Листа). Но, как известно, первая любовь имеет тенденцию возвращаться! Занимаясь Вагнером, я неизбежно прорабатывала и биографию Листа, с которым он был так тесно связан».
Мотто новой биографии Ференца Листа – «жизнь», с этого слова начинаются заголовки каждой главы, обозначая гуманистические векторы натуры великого артиста. Книга М. Залесской помогает понять и познать эту возвышенную душу, действительно жившую ради других – ради любви, дружбы, веры, ради будущего. «Два понятия – художник и ремесленник – едва ли нуждаются в пояснении, – декларировал Лист. – Быть воплощением нравственной чистоты и гуманности, приобретя это ценой лишений, мучительных жертв, служить мишенью для насмешек и зависти – вот обычный удел истинных мастеров искусства. Что же касается тех, кого мы называем «ремесленниками», то о них не стоит сегодня особенно беспокоиться. Мелкие повседневные делишки, жалкое удовлетворение тщеславия и одобрение узкого кружка обычно достаточны, чтобы наполнить их высокозначимое я самовлюблённостью. Они говорят высокопарно, зарабатывают деньги и занимаются самовосхвалением. Правда публика подчас остаётся в дураках – ну так что же из этого!» Спустя 200 лет эти слова остаются столь же актуальными, как и творчество самого Листа, – поэтичное и надмирное.