В Малом зале Центрального дома литераторов под эгидой МГО СП России состоялось заседание круглого стола цикла «Философские диалоги».
Поэзию революции, ставшую темой нынешней дискуссии, постоянный ведущий круглого стола профессор Виктор Дружинин предложил толковать двояко: с одной стороны, как анализ творчества поэтов, отразивших в своих произведениях события революционного периода. С другой стороны, тему возможно трактовать и глубже, как неотъемлемый компонент революционного действа, некую таинственную и вечную квинтэссенцию бытия, его глубинное очарование, влекущее и зовущее (особенно молодых). По его мнению, поэзия революции обретает сегодня (да и всегда) не только позитивный юбилейный смысл, но и достаточно зловещую (и даже трагическую) окраску. Революционные сдвиги в обществе сопровождаются, как правило, страданиями и гибелью большого количества людей. Однако многие стремились увязать эту суровую истину с романтикой и, например, героизмом больших комсомольских строек. И это тоже во многом было правдой.
Участникам круглого стола предложили рассмотреть в связи с этим творчество некоторых поэтов Серебряного века: молодого М. Горького, В. Маяковского, А. Блока и М. Цветаевой. Однако начал ведущий с анализа стихотворения В. Брюсова «Конь Блед», подчеркнув, что поэт обращает наше внимание и на настоящее, и на наше недавнее прошлое, и на грозное пророчество о будущем, – на тему трагизма существования человека в этом мире вообще. Он выделил также в концовке две строки: «…Только женщина из зал веселья, да безумный всё стремили руки за исчезнувшей мечтой…», считая их чрезвычайно важными для философского анализа заявленной темы. Что это за мечта, – ведь всадник Апокалипсиса грозит человеку неисчислимыми бедствиями? Но отверженные, униженные, оскорблённые мечтают, независимо от последствий, разрушить этот несправедливый, по их мнению, мир. Мечтают о некой абсолютной свободе, настоящей справедливости. Возможно ли её достижение? Жизнь постоянно доказывает, – нет, невозможно, а мечта всё живёт. Сегодня её носители – анархисты всех мастей, троцкисты, маоисты, поклонники Че Гевары и молодого Кастро, а ранее – Д. Байрон, М. Лермонтов, молодой Маркс, создатели гимна «Интернационал», молодой Ленин.
Почему лучшие наши поэты добровольно уходили из жизни? Нередко в поисках ответа на этот вопрос профессор Дружинин предложил собственную версию: чрезвычайно утончённая психическая организация поэтов оказалась неспособной осмыслить чудовищную правду жизненных ситуаций, в которые они попадали. Пример преодоления он находит у Данте Алигьери («Божественная комедия»). Тому помогает найти выход из ситуации, кажущейся безвыходной, римский поэт Вергилий, показывая ему необъятные просторы бытия в наиболее широком философском смысле. И Данте вновь обретает смысл жизни и творчества. Такого рода смысл ведущий нашёл и в поэме Блока («Двенадцать»), в его последних строках, трактуя их, как неосознанно проявившийся момент истины.
Кстати, и сам Виктор Дружинин в своей книге «Как жить человеку на планете Земля?» стремится к изучению фундаментальных вопросов бытия, искусства, на основе философии всеобщего синтеза: от исследования смысла жизни, бытийной сущности человека (с построением философской картины мира) к рассмотрению его актуальных проблем в природе и обществе. И пытается ответить на главный вопрос: как обустроить жизнь человека на Земле, чтобы тот чувствовал себя счастливым.
Участники «Философских диалогов» активно обсуждали эти и другие острые актуальные темы. Некоторые читали собственные стихи и цитировали классиков.
Марина Замотина