Московские знакомцы. Встречи и судьбы. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2007. – 288 с.: ил.
«Обычно, когда работа не ладилась, я шла бродить по старой Москве, городу моего детства…» – пишет Евгения Петровна Львова, известный историк-славист, которой есть что рассказать о жизни довоенной и послевоенной столицы. Ей выдалось пожить в соседстве с Андреем Платоновым, Мате Залке, Юрием Нагибиным, Юрием Олешей, Михаилом Булгаковым и многими другими известными людьми. С теми, чьи фамилии человеку обычному встречаются только на газетных полосах или энциклопедических страницах, она общалась многие годы.
«Собирайся, надень матроску, мы едем к Пешковым в Горки. Запомни: много не ешь, не кричи, не бегай по комнатам и не приставай с вопросами к людям», – в один прекрасный летний день услышала она от папы, человека в истории СССР известного. Он с 1924 по 1931 год осуществил ряд научно-экспериментальных работ в области сварки, результатом которых явилась постройка первого в мире стального сварного самолёта. Не без его участия были изготовлены скульптурная группа В. Мухиной «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже, звёзды, засиявшие к 20-й годовщине Великого Октября на пяти самых высоких башнях Кремля, а также звезда для павильона СССР на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке.
Начав читать эту книгу, я просто не мог оторваться от историй, никогда и нигде прежде мною не читанных. Например, о М. Булгакове, в квартире которого будущий автор этой книги в детстве играла с Серёжей Шиловским, сыном Елены Сергеевны от первого брака: «Сидели мы тихо, молча, это, видимо, и насторожило Михаила Афанасьевича: бесшумно возникнув в дверях, он остановился, покачиваясь с носка на пятку. «Ты чего, Потап, зачем пришёл?» – спросил его Серёжка… «Хотел на тебя посмотреть, а то что-то тихо стало, Люся ушла и велела поглядывать», – тут М.А. замолк, а затем начал бормотать: «Поглядывать», «Проглядывать», «Заглядывать», «Присматривать», «Подглядывать». «Ну, чего уставилась? – спросил меня Сергей. – Не видела живых писателей, что ли? Да они все такие – бормочут, бегают по комнатам, сами с собой разговаривают. Я уже к этому привык. Я люблю своего Потапа. Он неплохой малый…»
Вряд ли на земле ещё кто-нибудь рассказал бы о том, чему была свидетельницей и что потом сумела вспомнить Евгения Львова, и не только о своих соотечественниках, но и о выдающихся зарубежных учёных, философах, художниках, побывавших в Москве: И. Фрунзетти, С. Сотирове, С. Русеве, Р. Кенте, Б. Шаляпине. Не остались забытыми и коллеги автора: академики Д. Сарабьянов и К. Державин, искусствовед В. Шалабаев, многие годы возглавлявший Русский музей, известный собиратель произведений искусства В. Пушкарёв.
Почти на каждой странице ждёт читателя маленькая тайна из совсем не частной истории жизни Евгении Петровны Львовой. И не для подтверждения сказанного, а для пущего увлечения почитаем ещё: «Напротив булочной, что на углу Остоженки и Зачатьевского переулка, стоит дом, который когда-то хорошо знали все хозяйки нашего района. Здесь находился магазин под названием «Три поросёнка»… Теперь на его месте грузинский ресторан «Генацвале», а у входа дежурит рослый молодой человек в чёрной бурке… Не знает этот джигит, что стережёт он не ресторан «Генацвале», а великую тайну века. Как-то раз меня взяла с собой гулять Е.С. Булгакова. Когда мы дошли до угла, она перевела меня на другую сторону Остоженки и молча показала на фронтон здания напротив. И я увидела на нём большую букву «М»… Я вопросительно посмотрела на Е.С., а она без улыбки сказала: «Запомни этот дом и эту букву!»
Прошло много, много лет. А фронтон с буквой остался, и я непременно здороваюсь с ним, когда проезжаю мимо на троллейбусе. Здесь эту букву увидел Михаил Афанасьевич Булгаков, показал её Елене Сергеевне, а она мне. Каждый, кто захочет, может её увидеть. Она всё ещё на том же месте».
В качестве иллюстраций в книге использованы работы В. Житникова, Ю. Могилевского, М. Нестерова, Б. Неменского, О. Верейского и фотографии из семейного архива Львовых.
А завершается книга вот таким лирическим пассажем: «Возникает ощущение, что я уж не одна, со мной те, кто захочет, быть может, войти в мою книгу. Кто же они? Ещё не знаю, но верю, что они станут моими верными друзьями и помогут жить…»
Вы не ошиблись, мы с вами. Ваши новые знакомцы.