Творчество Константина Паустовского созвучно и русской, и украинской культуре
Мастер лирической прозы, воспевший красоту во всех её проявлениях. Блестящий стилист, боготворящий русский язык, кропотливо работающий со словом. Талантливый и терпеливый учитель, на чьих литинститутских семинарах совершенствовали своё мастерство многие будущие видные писатели XX века… Всё это – Константин Паустовский – поистине уникальная фигура в русской литературе, чьё творческое наследие и сегодня остаётся не до конца изученным.
Вся жизнь его от поступления в 1904-м в гимназию до кончины в 1968-м была заполнена великим множеством значимых событий. Он перепробовал немало самых разных профессий – был кондуктором трамвая и вагоновожатым, рабочим на заводе, членом рыбацкой артели, военным корреспондентом, редактором. Изъездил не только весь Советский Союз, но и многократно бывал за рубежом. Всё это многообразие городов, стран и культур воплотилось в творчестве, вошло в плоть языка, в ткань произведений.
Можно не сомневаться в том, что все русские люди, точнее, все те, кто изучал русский язык в школе, читали Паустовского. Его описания широко входят в учебный процесс – это правда. Но, к сожалению, иногда такими вырванными из контекста предложениями и фрагментами текста дело и ограничивается.
Да, ещё есть экранизации. Снятый ещё при жизни писателя мультфильм «Растрёпанный воробей». И уже после его кончины – мультфильмы «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Жильцы старого дома», «Корзина с еловыми шишками». Детский писатель – одно из распространённых представлений о Паустовском.
Но знаем ли мы подлинного Паустовского? К сожалению, нет! Не знаем, поскольку далеко не всё ещё опубликовано. Остаются письма, дневники, различные документы, изъятые и не напечатанные ни при жизни, ни в наши дни фрагменты произведений.
Повесть о трагедии Гражданской войны «Кара-Бугаз» была опубликована в начале 1930-х и переведена затем на многие языки мира. Но снятый по ней в 1935 году на Ялтинской студии фильм «Кара-Бугаз (Чёрная пасть)» не был выпущен в прокат.
Париж. К. Паустовский и писательница
Эльза Триоле, 1962 год (ИТАР-ТАСС) |
В довоенные годы были напечатаны повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Колхида», «Чёрное море», «Созвездие Гончих Псов». И тогда же, в 1930-е, – «Исаак Левитан», «Орест Кипренский», «Тарас Шевченко». Не только к Шевченко, но и к Украине у Паустовского – особое отношение. Хотя он родился и умер в Москве, значительная часть его жизни прошла на украинской земле – в Киеве, Одессе, Черкассах. Русский писатель имел по отцовской линии украинско-польско-турецкие корни. Дед его, казак, участник Русско-турецкой войны, привёз из турецкого плена жену-турчанку, принявшую затем православие. В роду Паустовских – и гетман Сагайдачный. С детства Паустовский общался с людьми разных вероисповеданий – православными, старообрядцами, католиками, протестантами, иудеями. Бабушка по материнской линии не только была католичкой, но и всю жизнь носила траур в связи с поражением польского восстания 1863 года. И такой опыт общения, умение понимать и уважать представителей разных культур оказали влияние на всю жизнь Паустовского.
«Москвич по рождению и киевлянин по душе», он писал: «Мне в общем-то повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет». И неслучайно сейчас музеи, посвящённые Паустовскому, работают как в России, так и на Украине. Он созвучен обеим нашим культурам, и, безусловно, это один из тех писателей, чьё творчество в будущем (хочется верить, недалёком) поможет восстановлению катастрофически утрачиваемого единства и взаимопонимания между родственными народами.
Ещё одна любовь Паустовского – природа. Оттого и притягивали его всегда небольшие городки. Такие как Солотча и Таруса. Там, в окружении природы, очень хорошо работалось. «С детских лет одна страсть завладела мной – любовь к природе. Временами она приобретала такую остроту, что пугала моих близких, – писал Паустовский. – Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека». Природа, поставленная под удар войны, – об этом тоже думал писатель. Познавать жизнь во всей полноте, во всех её проявлениях – в бедах и радостях, в страданиях и счастье – это важно для его творческого мира.
Одно из главных произведений послевоенных лет – «Повесть о жизни». Это и не автобиография, и не воспоминания, и не хроники. Это именно повесть – с неспешным развитием сюжета, с подробными описаниями былого, с размышлениями о прошлом. Знаменательное для писателей его поколения произведение.
Поколение Паустовского – это целая эпоха в развитии литературы. Сегодня ему – 125 лет! Такие даты-юбилеи идут чередой: Пастернак – в 2015-м, Мандельштам и Булгаков – в 2016-м, Паустовский и Цветаева – в 2017-м, Маяковский – в 2018-м, Пильняк и Бабель – в 2019-м, Есенин и Зощенко – в 2020-м. Как много отделяет нас, сегодняшних, от их 100-летних юбилеев. Двадцать пять лет прошло. Насколько изменилось за эти годы восприятие их жизненного пути и творчества! Совершенно по-иному раскрываются контексты, иные реалии привлекают наиболее пристальное внимание как читателей, так и исследователей. Многое за эти годы открыто, прочитано заново. А что-то забыто, и неизвестно теперь, возвратятся ли когда-нибудь ушедшие на наших глазах в небытие произведения, имена, события…
Тарусский памятник с собакой
(Фёдор Евгеньев) |
Когда можно будет судить об этом? Наверное, через очередные 25 лет. «Большое видится на расстояньи…», как писал Есенин. Для изменения восприятия нами человека и трудов его нужны факты, а факты писательские – это прежде всего произведения. И потому важно, чтобы рукописи стали доступны, были прочитаны и рассмотрены в историко-литературном контексте. Для этого их нужно обнаружить в архивах, исследовать, определить последнюю авторскую волю, прокомментировать, издать.
Может показаться, что для Паустовского, при жизни которого вышло шеститомное собрание сочинений, а в 1980-е – и девятитомное, публикация текстов – задача не самая актуальная. Однако это далеко не так. Очень многое ещё неизвестно.
Именно поэтому одним из важнейших событий года Паустовского является международная научно-практическая конференция «Литературное наследие Константина Паустовского в XXI веке: актуальность и проблемы интерпретации», во время которой состоится презентация совместной выставки Российской государственной библиотеки и Московского литературного музея-центра К.Г. Паустовского и значительное внимание будет уделено именно архивным документам. Они будут вводиться в научный оборот в докладах и составят стержневую завязь выставочного проекта.
Уже упомянутая «Повесть о жизни», как установлено, печаталась со значительными изъятиями. Эти фрагменты публикуются теперь в альманахе «Мир Паустовского», который уже многие годы издаёт московский музей писателя. Только недавно напечатаны тексты, в которых говорится о Маяковском:
«Ему хотелось петь, как и каждому, в ком поселилась беспощадная и светлая поэзия. Петь о многом, о чём так вольно, не задумываясь, пели его товарищи – Пушкин, Тютчев, Блок, Есенин, Пастернак.
Элегии, широко берущие за сердце, звучали рядом, как шум ночного ветра в деревьях, но он не позволял себе прислушиваться к ним. Он ломал и одёргивал себя».
И ещё – о нём же: «В первые годы революции умами молодёжи владел Маяковский, сердцами – Сергей Есенин». Насколько принципиально отличается это от официальной версии: «… умами и сердцами молодёжи владели Маяковский и Сергей Есенин». И насколько точно в сжатой до формулы фразе отражены реалии той эпохи, подтверждаемые ныне опубликованными воспоминаниями, письмами, рецензиями современников.
С Есениным, кстати, Паустовскому не довелось встретиться. Приехал проститься. Из этого эпизода была удалена, казалось бы, нейтральная фраза: «Вялая хмурость нависла над Москвой, но за городом, в Пушкине, откуда я приехал на похороны, она не чувствовалась. Там дул слабый ветер, пахло ещё не выпавшим снегом и холодок румянил лицо», – но она передаёт реальную картину прощавшейся с Есениным Москвы, в которой и природа оплакивала трагический уход его.
Нам ещё многое предстоит узнать о судьбах нашей литературы, культуры и, собственно, о жизни нашей в трагическом прошлом, которое всегда будет манить нас неразгаданными тайнами, причудливыми сюжетами, яркими светлыми образами. И одним из проводников на этом пути в будущее, который не может не быть совмещён со знанием прошедшего, ещё долгие годы будет талантливый, мудрый, дальновидный Константин Георгиевич Паустовский.
Год Паустовского только начинается! Ещё многое предстоит открыть и познать.