Август 1934-го… Москва… Дом Союзов… Идёт к концу Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Слово предоставляется уральскому делегату поэту Николаю Куштуму. На трибуну поднимается очень простой, скромный паренёк. Он знакомит делегатов с творчеством земляков – Бориса Ручьёва, Константина Реута, Георгия Троицкого. Сильно волнуясь, выражает главную мысль выступления: «Нам, уральцам, нет надобности выдумывать себе темы для стихов. Лучше того, что есть в нашей жизни, не выдумаешь…»
Так начала своё выступление на вечере, посвящённом 100-летию Николая Алексеевича Куштума (Санникова), его соратник по творческому Союзу Елена Евгеньевна Хоринская. Вспомнила старейшая уральская писательница и о том, как были несколько удивлены делегаты того, «горьковского», съезда, когда Куштум позволил себе высказаться критически в адрес поэтов Александра Жарова и Демьяна Бедного.
…Николай Куштум (1906 – 1970) принадлежал к тому яркому и во многом трагичному поколению поэтов, которое пришло в русскую литературу от пашен и станков: Борис Корнилов, Ярослав Смеляков… И в конце 30-х, да и позднее Куштум был в числе самых известных уральских поэтов.
Пусть горит, горит ладонь шершавая,
Спину гнёт походный котелок –
Это бродит молодость кудрявая
Колеёй просёлочных дорог.
По весне легко поётся, любится,
Бродится утрами по росе,
И парнишка навек приголубится
К шелковистой девичьей косе...
Увы, время, когда «легко поётся, любится» проходило, и Куштум, который сам в одном из поздних стихов признаётся: «Я привык выполнять приказ», – значительное место в своём творчестве отводит «салюту строительной поры».
Одни из выступавших на вечере в Музее писателей Урала посчитали, что поэта сломали 1937 год и война (Юрий Конецкий), другие (критик Валентин Лукьянин) утверждали, что гражданский пафос и актуализация стихотворчества были естественной потребностью таких поэтов, как Куштум. Во всяком случае, историкам литературы ХХI столетия ещё предстоит разобраться, где поэты «наступали на горло собственной песне», а где, как солдаты, выполняли державный приказ, совпадавший с их душевным порывом. Вспомним хотя бы ту «ломку», которая происходила и в творчестве более известных поэтов, таких как Н. Тихонов, В. Луговской, А. Твардовский…
Но уж в чём были единодушны все выступавшие, так это в благодарности Николаю Алексеевичу, который был не только опытным, мудрым редактором, но ещё более – наставником молодых. Куштум долгое время руководил литературным объединением «Урал».
– Вы должны проверять каждую строчку, каждое слово, – помню наставлял он нас, тогда ещё молодых и «зелёных». – Именно ли эта строка, этот единственный, верный эпитет нашли? Нагибайте его, как ваньку-встаньку, гните, пригибайте. И если это слово опять встанет и никакое другое его заменить не сможет, только тогда – оставляйте!
Он не был теоретиком, личный опыт творения стихов и работа редактора позволяли ему давать мудрые, дельные советы. И в этом случае с наглядным ванькой-встанькой Куштум доходчиво, по-своему, проиллюстрировал формулу Колриджа о том, что Поэзия – «наилучшие слова в наилучшем порядке».
В издательстве «Банк культурной информации» готовится книга избранных произведений Н. Куштума в серии «Библиотека поэзии Каменного пояса».
, собкор «ЛГ» на Урале, ЕКАТЕРИНБУРГ