С 29 июня по 1 июля в Горках Ленинских состоялся V (юбилейный!) слёт работников культуры Московской области «Журавлиные посиделки». Насколько вырос количественно состав его участников, судите сами: с 300 человек в 2003 году до 1500 в нынешнем – это делегации органов управления культуры, представители областных творческих общественных организаций, театров, библиотек, музеев практически всех городов области – от Балашихи до Электростали (если перечислять по алфавиту). Доброй традицией стало и участие делегаций из других субъектов РФ. Гости из Брянской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Смоленской, Ярославской областей и Республики Татарстан отметили хорошую организацию, интересную, глубокую и яркую программу праздника. В этом году, придавая слёту международный статус, его посетили гости из Китая.
Недаром говорится: что ни город, то норов, а поскольку этот «норов» представляли работники учреждений культуры, то фантазии их просто не было предела. Парад участников (а это 103 делегации) напоминал, скорее, нескончаемое карнавальное шествие (хотя «дистанцию в журавлиный клин» держали чётко): под гром духового оркестра Московской области мимо нас продефилировали пираты в тельняшках, пионеры элегантного возраста в красных галстуках, журавли с журавлятами, безукоризненные джентльмены во фраках и цилиндрах, удивительным образом походившие на Петра Ильича Чайковского (так озорно представил себя город Клин), за ними шествовали персонажи русских сказок, предводительствуемые Царевной-лягушкой (оказавшейся начальником управления культуры Нарофоминского района), вполне вольготно чувствовали себя на летней поляне Снегурочки со своими дедушками… А уж о половодье разнообразных народных костюмов и говорить нечего – от пестроты их ярких цветов просто разбегались глаза!
По окончании парада губернатор Московской области Борис Громов произнёс краткую речь, главная мысль которой заключалась в афористической фразе: «Культура встаёт из руин». Затем состоялось поздравление тех участников слёта, кто нашли себе суженых на этих посиделках, а кое-кто даже обзавёлся потомством. 5 «журавлиных пар» и трое «журавлят» – таков демографический итог юбилейного слёта. Поэтому, вопреки известной пословице «лучше синица в руке, чем журавль в небе», слёт с энтузиазмом воспринял пожелание министра культуры Московской области Галины Ратниковой всем его участникам: «Журавля в небе!»
Сразу после парада состоялся праздничный концерт с участием Надежды Бабкиной, болгарского певца Бисера Кирова, ансамбля «Самоцветы», а также самих участников слёта, вызвавших живой отклик зрителей остроумными сценками из жизни «культработников обыкновенных» (по отзыву лисы нарофоминской). Особый интерес вызвала сцена на балконе из балета «Ромео и Джульетта» на музыку «Болеро» Равеля. В роли Джульетты значились муниципальные образования, Кормилицы – Министерство культуры Московской области, Ромео – 131-й закон о реформе местного самоуправления, фонтан был образом собирательным. Характерен многозначительный финал сцены: Джульетта с Кормилицей заткнули пустопорожний фонтан телом Ромео. Концерт завершился исполнением известной песни с чуть изменёнными словами: «Я, ты, он, она, мы культурная страна»…
Среди конкурсов, проводившихся на слёте, самыми привлекательными были «скатерть-самобранка» и «лучший символ слёта». О первом можно лишь кратко сказать: разнообразие его было так велико, что зрители невольно попадали в положение Буриданова осла, который, по легенде, умер с голоду между двух стогов свежего сена, так и не решив, с которого начать. Второй конкурс восхитил зрителей выдумкой, оригинальностью замысла и его исполнения, подкупающим юмором, вкусом – словом, всем тем, что зовётся артистизмом. Вот у завалинки с подсолнухом приютилось птичье гнездовье с уткой, аистом и журавлём; на крошечной садовой скамейке расположилось разряженное птичье семейство; рядом, в траве, затеяли пикничок уточка, гусёнок и журавлёнок; заботливая журавлиха везёт в двухколёсной тележке гнездо с аккуратно уложенными в нём яйцами; рядом вышагивает журавль в чёрной шапочке доктора honoris causa (высшее учёное звание на Западе); некий птичий акселерат, давно переросший маму с папой, сидит в высоком гнезде, свесив длинные ноги в полосатых гетрах и требовательно раскрыв клюв; у фотоаппарата на треноге стоит журавль, прикрывая его крылом, будто предупреждая: «А сейчас вылетит птичка!» Этот уголок поляны так полюбился зрителям, что постоянно был заполнен желающими сфотографироваться с его весьма импозантными обитателями.
Праздник удался на славу, но… и здесь не обошлось без ложки дёгтя. Из-за срочного вызова мне пришлось вернуться в Москву, и я оказалась случайной попутчицей директора природно-исторического заповедника-спецлесхоза «Горки» Любови Афанасьевны Агудиной. Спросив о моём впечатлении от посиделок, она вдруг с грустью сказала: «Не знаю, что здесь будет через год… Хозяйство у нас уникальное, вот и тянутся к нему руки загребущие. А тут ещё в связи с выходом нового Лесного кодекса, разбалансированными, противоречащими друг другу законами появилось немало лазеек, чем и воспользовались федеральные власти, подмяв нас под себя. Разрушается природоохранная система лесопаркового пояса Москвы, своеобразных «лёгких» огромного города. Практически Москва ликвидирует «Горки» как специализированное хозяйство. Отбиваемся изо всех сил, но надолго ли нас хватит без государственной поддержки…»
Вот такой сюрприз. А может, работники культуры области при поддержке общественности страны выполнят своё обещание, о котором так горячо пели на лесной поляне: «Мы готовы сделать всё для нашей страны!..» А для начала – отстоять от загребущих лап природно-исторический заповедник «Горки».
Фото