В феврале 2007 года в редакции «Литературной газеты» состоялась встреча руководителей издательств с председателем Совета Федерации С.М. Мироновым, на которой, в частности, генеральный директор ОАО «Молодая гвардия» В.Ф. Юркин поднял вопрос об оказании финансовой поддержки всероссийскому журналу для слепых детей «Школьный вестник». Не скрою, мы не очень надеялись на положительный результат. Но помощь нам была оказана! Партия «Справедливая Россия» выделила журналу средства для технического переоснащения редакции. Мы благодарим партию «Справедливая Россия» и лично С.М. Миронова за реальную, крайне важную для нас поддержку единственного в стране журнала для незрячих детей и их родителей.
, главный редактор всероссийского журнала для слепых и слабовидящих детей «Школьный вестник»
О слепых детях (как и о детях-инвалидах) у нас вообще вспоминают нечасто – разве что к Новому году и ко Дню защиты детей. А они, в сущности, нуждаются в том же, что и зрячие их сверстники, – в любви, заботе, понимании, в полноценной духовной пище. В последней, возможно, даже более, чем ребята с нормальным зрением. Ведь для того, чтобы не замкнуться в маленьком «инвалидном» мирке, состояться как личность, реализоваться как можно полнее, надо иметь немало душевных сил и опредёленную духовную зрелость.
«Состояться как личность», «добиться успеха» – отнюдь не красивые слова. Вершина «карьеры» слепого – не игра на баяне или гитаре в подземном переходе, как это может показаться обывателю. Среди незрячих – десятки кандидатов и докторов наук, адвокаты, юристы, профессиональные музыканты, преподаватели вузов, программисты и математики, прекрасные массажисты. К примеру, академика Л.С. Понтрягина и депутата всех созывов Государственной Думы О.Н. Смолина знают не только у нас, но и за рубежом.
Примерно 16 тысяч детей с глубоким нарушением зрения учатся в 112 специальных школах для слепых и слабовидящих. Такие учебные заведения имеются в большинстве регионов страны. Но сколько «неучтённых» детишек сидят по домам? По данным Министерства образования Чечни, в этой республике около двух тысяч слепых и слабовидящих детей никогда и нигде не учились. А сколько таких детей по всей России? Неизвестно. И это действительно большая проблема.
Что читает слепой ребёнок (если его научили читать) в пору формирования его личности, в пору, когда он на ощупь открывает для себя этот мир?
Книг, прямо скажем, для слепых детей выпускается мало. Государство обеспечивает их школьными учебниками, напечатанными рельефно-точечным шрифтом Брайля (это система выпуклых точек, сочетания которых обозначают ту или иную букву. Незрячий «считывает» их пальцами). Художественной литературы для слепых детей – всего 15–
20 названий в год. Вот и всё. Плюс детские радиопередачи, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, да «говорящая книга» – это книги, начитанные на аудиокассеты и компакт-диски в формате МР3.
А из периодической печати – всего один журнал на всю Россию. «Школьный вестник». Именно он должен заменить незрячим малышам, подросткам и юношеству десятки, если не сотни, детских газет и журналов, которые имеют возможность читать их зрячие ровесники. И знаете что интересно? Журнал с этой колоссальной ответственностью и нагрузкой справляется. Большинство его подписчиков начинают читать журнал лет в шесть-семь... и выписывают порой до преклонного возраста. Есть такой поэт – Глеб Еремеев, член Союза писателей России с 1966 года. Потерял зрение в детстве. Впервые напечатался в «Школьном вестнике» в 12 лет. Окончил Литературный институт, стал автором двух десятков поэтических сборников, лауреатом международной премии «Филантроп» и членом редколлегии того самого журнала, в который 60 лет назад прислал написанное по Брайлю письмо со своими первыми детскими стихами. Таких случаев – когда «Школьный вестник» давал талантливым ребятам путёвку в жизнь – немало... Юный читатель журнала Юра Котов, окончивший московскую школу-интернат для слепых детей
‹ 1 в 1971 году, – ныне кандидат физико-математических наук, автор ряда научных работ, опубликованных у нас и за рубежом, в том числе и в США, специалист в области новых компьютерных технологий для слепых людей. В редакцию «Школьного вестника» Юрий Котов пришёл работать около 10 лет назад.
«Школьный вестник» – уникальный журнал с интереснейшей историей и судьбой. В начале 1938 года Надежда Константиновна Крупская получила письмо из Ленинграда от воспитанников института для слепых детей. Они писали: хотим, чтобы у нас тоже был свой журнал! Идею создания журнала поддержал первый секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев и председатель Центрального правления Всероссийского общества слепых В.А. Викторов. Первый номер вышел в свет в том же 1938 году, в июне (тогда журнал назывался «Советский школьник»). Журнал продолжал выходить даже в годы Великой Отечественной.
Журнал «Школьный вестник» – единственное в России ежемесячное литературно-художественное и научно-познавательное издание для слепых детей, журнал энциклопедического направления, учитывающий особенности своей читательской аудитории. Здесь материалы по социальной реабилитации и профориентации, художественная проза, поэзия, статьи о живописи и архитектуре, стихи и проза для малышей, компьютерная страничка, уроки домоводства, ноты, новости спорта, пропаганда достижений слепых и слабовидящих в различных областях деятельности, правовое просвещение. На страницах журнала публиковались лучшие детские писатели и поэты, и часто это были первые публикации. Один из примеров – замечательная повесть Юрия Коваля «Самая лёгкая лодка в мире». Долгие годы членом редколлегии журнала был Л.А. Кассиль.
Есть ещё одна категория людей, которым необходим «Школьный вестник», – это родители наших юных читателей. В Российской Федерации издаётся очень мало литературы для таких родителей. В нашем журнале есть рубрика, которая призвана помочь им в воспитании и обучении детей.
Журнал выпускается с рельефно-графическими пособиями: с рельефными изображениями памятников архитектуры, шедевров мирового изобразительного искусства, с различными схемами и географическими картами.
Электронная версия материалов «Школьного вестника» имеется на дискетах, и редакция рассылает их по просьбе библиотек и читателей. Журнал имеет свой сайт в Интернете.
Среди авторов журнала и его читателей – слепые люди, имеющие широкую известность: доктор психологических наук, профессор Российского открытого университета, член-корреспондент Академии информатизации при ООН слепоглухой Александр Васильевич Суворов; депутат Государственной Думы РФ, доктор педагогических наук Олег Николаевич Смолин; доктор философских наук Анатолий Степанович Майданов и ряд других.
Директора специализированных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей знают, что в случае необходимости всегда можно обратиться в редакцию «Школьного вестника». В редакции есть банк данных обо всех школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей России и значительной части бывших республик Советского Союза. Сведения проверяются, обновляются. Журнал знает об этих школах всё, помогает их ученикам и выпускникам, следит, как складываются их судьбы, принимает в них участие, помогает своими советами, ходатайствами, хлопотами в учебных делах, в трудоустройстве.
С июня 1997 года издаётся укрупнённым шрифтом плоскопечатный вариант журнала «Школьный вестник» для слабовидящих читателей. Весь тираж рассылается по разнарядке Министерства образования РФ бесплатно во все школы для слепых и слабовидящих детей России и бесплатно – во все специальные библиотеки для слепых.
С 1980 года по решению Бюро ЦК ВЛКСМ журнал находится в стенах Открытого акционерного общества «Молодая гвардия». «Молодогвардейцы» в самые тяжёлые для российской печати времена, в начале 90-х, не оставили нас. Без помощи «Молодой гвардии» мы и сегодня бы не выжили, поскольку издания, подобные нашему журналу, всегда убыточны.
Средства на издание «Школьного вестника» заложены в государственный бюджет Российской Федерации. В этом журналу помог О.Н. Смолин. Печатает журнал предприятие Всероссийского общества слепых «Логос».
В этом году «Школьный вестник» получит 1 миллион 890 тыс. рублей, чего хватит только на покрытие полиграфических расходов (это – 30–40% жизнедеятельности журнала). К счастью, покрывать остальные 60–70% нам пока помогает ОАО «Молодая гвардия». По моему убеждению, все затраты по выпуску этого журнала и содержание редакции государство должно было бы взять на себя, поскольку образование и просвещение инвалидов – дело государственное. Тем более что журнал «Школьный вестник» – единственный в своём роде не только в России, но и в мире, аналогов ему нет. Журналы для слепых детей за рубежом, конечно, есть, но они представляют собой дайджесты (перепечатки) из периодических изданий для детей и юношества, а на страницах «Школьного вестника» постоянно публикуются оригинальные материалы, содержащие информацию, предназначенную именно для нашей читательской аудитории.
Есть у сотрудников редакции мечта: создать небольшое издательство, выпускающее несколько приложений к журналу для школьников, их учителей и родителей. Но пока это только мечта.
Одним из главных своих достижений редакция журнала «Школьный вестник» считает деятельное участие в интеллектуальном, культурном, духовном росте незрячих и слабовидящих детей, их успешную интеграцию в современное общество.
В 2008 году журнал отметит 70-летие. Государственных наград за свою многолетнюю просветительскую гуманистическую деятельность «Школьный вестник» не имеет, но одна очень дорогая для нас награда у журнала есть: в 1998 году «Школьный вестник» был награждён орденом Святого царевича Димитрия «За дела милосердия», присуждаемым Международной ассоциацией детских фондов и благословленным патриархом Русской православной церкви Алексием II.