Перефразируя известную пословицу, так и хочется сказать, что журнал встречают по обложке, а провожают по содержанию. Об этом невольно думаю, получая ежемесячно выходящий в Беларуси на русском языке журнал «Неман». Главным редактором его недавно стал известный поэт и прозаик Алесь Бадак. Это во многом предопределило даже внешний вид издания. Теперь в каждом номере читателей ждёт знакомство с одной из картин знаменитых художников, чьи жизни так или иначе связаны с нашей республикой. Прекрасное воспроизведение репродукций (печатается журнал в издательстве «Белорусский Дом печати»), очень ёмкие, личностные и содержательные эссе Алеся Бадака сразу же обуславливают художественный и литературный уровень издания.
Вот проникнутая взволнованным лиризмом картина Ивана Хруцкого «В комнатах усадьбы художника», задумчивые, но такие разнохарактерные лица в «Групповом портрете» Иосифа Олешкевича, дышащие вечностью стены на фоне замерших облаков в картине «У костёла» Фердинанда Рущица, фрагмент фантастического пейзажа из цикла «Жизнь на Сатурне» Язэпа Дроздовича… А в других номерах – репродукции произведений лирика живописи Витольда Бялыницкого-Бирули, легендарного Валентия Ваньковича, картин которого сохранилось трагически мало.
Станислава Жуковского, академика, активного участника Товарищества передвижных выставок и Союза русских художников, считают по праву своим россияне. Также свой он и для поляков, ибо долгое время жил в Варшаве, где открыл частную школу живописи, а в августе 1944-го участвовал в Варшавском восстании, был арестован и погиб в концлагере. Но родился-то он всё-таки у нас, в поместье Ендриховцы Волковысского района Гродненской губернии, а значит, и наш! Обложку одного из выпусков «Немана» украсила репродукция его картины «Гостиная с роялем».
Увидели недавно читатели журнала и фрагмент рисунка дворца в Белине (родовом имении Ожешко в Гродненской губернии) художника Наполеона Орды. Сын инженера-фортификатора из имения Вороцевичи Минской губернии, он 23 года прожил в Париже, где был директором Итальянской оперы. А по возвращении на родину создал более 1000 рисунков, на которых (чаще всего лишь на них!) сохранились многие шедевры архитектуры не только Беларуси, но и Литвы, Украины, Польши.
Хочется верить, что талантливые эссе Алеся Бадака о знаменитых белорусских художниках станут книгой-альбомом. А пока будем ждать на обложках редактируемого им журнала новых репродукций…
Да, внешне «Неман» выглядит элегантно, красочно и познавательно. А что под обложкой? И содержанием он стал значительно богаче. Теперь кроме традиционных переводных публикаций произведений белорусских прозаиков и поэтов, русских литераторов, живущих в Беларуси, буквально в каждом номере читателей ждёт рубрика «Всемирная литература». Для этого объём издания увеличился на 32 страницы. У нас появилась возможность прочесть рассказ «Шаль» легендарного Жоржа Сименона, повесть Виктора Содона Притчетта «О, если б навеки так было…», роман Марка Дюгена «Счастлив, как бог во Франции», новый перевод романа Мухтара Ауэзова «Абай», стихи Шарля Бодлера, Уистена Одена, Луиса Макниса, Хенрика Козака, Эдны Миллей, Дмитрия Павлычко…
Состоялось наше знакомство и с публикациями индийских, венесуэльских, казахских писателей. А журнал уже анонсирует романы Эдварда Моргана «Комната с видом» и «Лекарство от любви» Барбары Пим. Очень познавательной обещает быть публикация «избранных мест из автобиографии» американки Эдны Фербер. Называется произведение интригующе – «Нечто волшебное».
Нередко можно встретить на страницах журнала стихи и прозу российских литераторов. Поэтический цикл Евгения Евтушенко предварил обстоятельным интервью с ним Юрий Сапожков. А повесть Юрия Красавина «Мышь в кошельке» представил читателям Олег Ждан. Традиционными стали обменные двенадцатые номера с «Нашим современником»… Впрочем, и свои, местные литераторы могут порадовать самого взыскательного читателя. Достаточно назвать публикацию неизвестной повести «Предыстория» белорусского классика Владимира Короткевича, романы Елены Поповой «Этот сладкий голос Сирены», Олега Ждана «Князь Мстиславский», киноповесть Алексея Дударева «Брестская крепость», повесть Сергея Трахимёнка «Петля Морбут, или Господин Никто», рассказы Анатоля Козлова, Александра Станюты и «Слово об отце» Адама Глобуса, чтобы убедиться в этом.
Запомнились публикации стихов белорусских поэтов Раисы Боровиковой, Михася Башлакова, Леонида Голубовича, Алеся Рязанова, Василя Макаревича, Алеся Звонака, Михася Позднякова, а также русских поэтов Беларуси Светланы Евсеевой, Анатолия Аврутина, Валентины Поликаниной, Юрия Сапожкова, Аллы Чёрной, Андрея Скоринкина, Валерия Гришковца, Марии Шамякиной, Тамары Красновой-Гусаченко, Михаила Пегасина, Андрея Тявловского, Геннадия Казака…И это только в восьми последних номерах «Немана».
О разнообразии журнальных публикаций говорят и рубрики: «Документы. Записки. Воспоминания», «Личность», «К 65-летию Великой Победы», «Люди. Страны. Континенты», «Время. Жизнь. Литература», «С точки зрения рецензента», «Книжное обозрение» и другие.
Когда-то журнал «Неман» читали не только в Беларуси. Хочется верить, что будут его читать и теперь.