Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 марта 2014 г.
  4. № 9 (6452) (05.03.2014)

Журналисты в балаклавах

05 марта 2014

Считающий себя лауреатом, победителем, как правило, сообщает, кому он обязан новым статусом. Пришедшие к власти в Киеве будут ритуально благодарить Бога и Народ, однако наверняка забудут о главной победной силе. Речь не о западных инструкторах, местных боевиках. Речь об интеллигенции, большей частью русскоязычной. Без них эта победа была бы невозможна.

Вот они, приятные в общении гуманитарии – журналисты, артисты, блогеры, поэты, философы. Пользуются дезодорантом, красноречивы, одеваются со вкусом. Белый айфон, беглый английский. Настоящая удача попасть с ними в одно купе. Страшная трагедия, если их исторический выбор не совпадает с вашим.

Переворот на Украине сделали именно эти ребята. Покуда одни наполняли бутылки зажигательной смесью, другие наполняли сакральным смыслом убийства. Они заставляли молчать совесть народа с помощью ярких поэтических уловок. Они виртуозно манипулировали смыслами, и не столько даже за деньги, а скорее, от души.

Журналист Мустафа Найем, собственно, и собрал людей на площади, организовал «евромайдан» с помощью обычного фейсбука. Позже его Hromadske TV (созданное на американские гранты) стало рупором и штабом восстания. Канал, который называют ещё «Адське ТВ», координировал действия радикалов, поддерживал боевой дух солдат Дмитрия Яроша – филолога, кстати сказать. Здесь (как, и на большинстве украинских каналов) репортёрами и ведущими работали, по сути, участники переворота. Статус журналистов давал им неприкосновенность и привилегии, а обременять себя профессиональными кодексами никто не собирался, ибо – «революция». На «Адськом» много молодёжи. Приятные украинские девчата особенно впечатляют целевую аудиторию. У журналисток выработалась особая интонация беззащитной хрупкости, заставляющей парней идти на майдан. Вот худенькая интеллигентка приносит в студию снимки мертвецов, комментирует, кого убили «беркуты», описывает обстоятельства смерти, подытоживает: «Я считаю, борьбу надо продолжать».

А ещё Hromadske TV привлечёт юриста, который проинструктирует боевиков, как себя вести, если арестуют. А ещё поможет провести рекогносцировку, укажет прорехи в оцеплении майдана. А когда в студии окажутся политики, ведущие станут настойчиво подстёгивать, призывать их к решительным действиям. Позже, когда «майдан победит», Hromadske TV расширит кадровый состав Павлом Шереметом. Сотрудник государственного российского ОТР станет использовать всё своё мастерство агитатора, чтобы поддержать тлеющее пламя протеста…

На 5-м канале (собственность олигарха Порошенко) то же – пропаганда в круглосуточном режиме. Мобильные репортёры снимают беспорядки (естественно, с той стороны баррикад, откуда летят «коктейли Молотова»). Комментируют изящно, лавируют технично, демонстрируют агитационное чутьё, достигая на этом поприще настоящих вершин. Лучшее из снятого на баррикадах потом становится рекламой «народной революции». Вот вам пожилые тётеньки стоят в одной цепи с боевиками, передают из рук в руки брусчатку. Все поколения плечом к плечу воздвигают укрепления, символизируют солидарность. «Это те самые агенты США?» – иронизирует репортёр. «Да, мы агенты, мы фашисты», – с хохотком отвечают благообразные седовласые энтузиастки.

Но кроме телевидения есть ещё у майдана интернет, где трудится на благо «революции» армия виртуального фронта. Эта мощнейшая сила креативна и быстра на расправу. Талант ставить слова в нужном порядке, кажется, заменил им и совесть, и здравый смысл. Пропаганда их работает в двух регистрах – апелляции к инстинктам и возбуждения чувств.

Вот, например, стихи Ольги Кашпор – подпись к фотографии, где лежат трупы, накрытые жёлто-голубыми флагами. Про этих убитых креативный класс расскажет, а вот про «Беркут» стихов что-то не видать. Из боевиков создан героический образ. «Беркут», видимо, будет придумывать свои стихи сам – неловкие, наивные, споёт их со временем в электричке, собирая милостыню. А поэтесса с фейсбука получит литературную премию в России. И Олег Скрипка из «Воплей Видоплясова» снимется в новогоднем «Огоньке». Ада Роговцева получит роль в российском сериале со «свободовцем» Богданом Бинюком на пару. При каждом удобном случае все эти сторонники майдана – сливки украинской интеллигенции – будут славить «активистов», «парней в балаклавах», «наших детей».

Стихи про тех, кто бросал в «Беркут» бутылки с зажигательной смесью, стрелял, пытал, выкалывал глаза, маршировал с нацистскими лозунгами, получат лайки и перепосты. На языке ненавистной России память своих героев и увековечила киевская поэтесса, журналист Кашпор:

Мальчиков укрывают флагами. С головой.

Не вой, дура, говорю, твой – живой. Живой.

Он такой же, как они, – тоже рвётся в бой.

Долго трубку не берёт. Но не вой. Не вой…

Мобилизационная сила этого талантливого стихотворения сравнима… Да ни с чем она не сравнима. Как не поверить тонко организованной натуре, которая так складно выражает невыразимое, отчего ноги сами несут убивать…

Но и в Харькове, казалось бы, столице востока, свои спикеры майдана, тут и Сергей Жадан, участвующий в захвате обладминистрации, и самая что ни на есть русскоязычная поэтесса Анастасия Афанасьева, завсегдатай московских поэтических салонов. С какой же яростью она клеймит «совок»! Подписывается под воззванием вместе с парой десятков литераторов-харьковчан: «Мы – этнические русские и русскоязычные граждане Украины – не нуждаемся в защите наших интересов другими государствами…» Обратили внимание на оборот «другими государствами»?.. Не на пустом месте выросла эта традиция ненависти к «совку» и России. Корни её уходят в советское прошлое, благополучный кухонный уют творческой интеллигенции.

Когда в Симферополе бушевала толпа представителей «менжелиса», вспомнились нежные строки харьковского классика Бориса Чичибабина:

Как непристойно Крыму без татар.

Шашлычных углей лакомый угар,

заросших кладбищ надписи резные,

облезлый ослик, движущий арбу,

верблюжесть гор с кустами на горбу,

и все кругом – такая не Россия…

Дело тут, конечно, не в манерном «непристойно», а в щемящем ощущении счастья, когда вокруг – «не Россия»…

А вот выпускница Литинститута, киевский драматург Наталья Ворожбит, талантливая, востребованная, пишет о майдане: «Жизнь бурлит острее и торжественнее. На контрасте со смертью, что ли. Какой-то цветочник доставил на майдан тысячи роз. А может, и миллион. Парни в балаклавах раздают их всем женщинам. Женщины рыдают и бросаются разбирать брусчатку…»

А вот российский политолог, философ Андрей Окара (диссертация по политико-правовым идеям русского консерватизма XX века). Взывает в своём блоге прописными буквами: «ЛЮДИ! КТО ИЩЕТ ЯНУКОВИЧА! ИСКАТЬ ТУТ: ...» И указывает координаты дома – широту, долготу, градусы, ориентирует линчевателей.

Что объединяет всех этих подкованных, образованных? Стремление к евроинтеграции, антисоветские взгляды? Само собой. Русофобия? Спросишь, покрутят у виска, начнут перечислять друзей и родственников в Москве и Питере, клясться Чеховым и Ахматовой.

Класс украинской интеллигенции не одинок, тесно связан с российскими соратниками. Они уже давно создали единое мировоззренческое пространство. Механизм взаимовыручки исправно работает. Вот Союз журналистов Украины отправляет в Москву кляузу на Дмитрия Киселёва, и Общественная коллегия по жалобам на прессу оперативно солидаризируется с украинскими коллегами – программу канала «Россия» признают «сконструированной на логике пропаганды». Тотчас украинские СМИ подхватывают весть: «Даже в Москве Дмитрия Киселёва считают лжецом…»

Поразительно, но собравшиеся в Домжуре эксперты всерьёз рассуждали о чистоте жанров, как будто не идёт информационная война, как будто не видят они, что в сравнении с украинским, тотально ангажированным ТВ, программа Киселёва – это апофеоз честности. Хотя бы потому, что предлагает украинскому зрителю альтернативную точку зрения…

Интеллигенты с образованцами настойчиво убеждали народ, что в Киеве не олигархический переворот, а революция. И так они талантливо это делали, что народная революция действительно началась: в Крыму, Харькове, Донбассе… И тотчас СМИ сменили тактику, вспомнили старую наработку, что, мол, нет ничего страшнее революции. Захватив вооружённым путём власть, либеральная интеллигенция вернулась к идеям пацифизма, гуманистической риторике. Неужели им кто-то в очередной раз поверит?


Тэги: Украина Майдан
Обсудить в группе Telegram

Олег Пухнавцев

Родился в Харькове, в 1967 году. Учился на факу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Моя Украина

    13.12.2023
  • И Крест Господень не пожалели

    19.07.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • Погибла дочь Александра Дугина

    21.08.2022
  • Кто хочет жертв?

    1011 голосов
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Не все люди – братья

    262 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
  • Корабль дураков

    169 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS