Год 100-летия первого выпуска журнал «Русское искусство» открыл номером, посвящённым художественным богатствам российских регионов.
«Русское искусство» – счастливый пример опровержения аксиомы о невозможности дважды войти в одну реку. В 1923 году энтузиасты и подвижники, в числе которых были Игорь Грабарь, Александр Бенуа, Евгений Замятин, задумали издание, призванное знакомить с отечественным искусством как нового советского, так и зарубежного читателя. Вышло всего несколько номеров, но спустя 80 лет журнал получил второе рождение, и усилиями Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова продолжает радовать нас сегодня. Он встречает юбилей в прекрасной творческой форме, в окружении увлечённых авторов и многочисленных искренних читателей-почитателей.
Свежий номер – своеобразный путеводитель по художественным сокровищницам российских регионов. Флагманские музеи всегда в центре внимания, их региональным собратьям рассказать о себе широкой аудитории намного сложнее. Журнал взял на себя миссию восстановления справедливости, представив читателям уникальные собрания, о существовании которых он, возможно, не подозревает. Воздадим должное редакции за удачно выбранное время – впереди лето, и этот выпуск станет верным спутником для всех, кто открывает для себя рукотворную красоту родной земли.
Благодаря журналу каждый может определиться с маршрутом. Отправиться ли в старинный Плёс разгадывать вслед за Анатолием Сорокиным загадку «плёсского притяжения», или вместе с Наталией Толстой в гости к «пермским богам», а может – с Людмилой Будриной к уральским камнерезам, прямым наследникам Данилы-мастера? В таких путешествиях самое увлекательное – постараться понять язык мастера, будь то безымянный иконописец из Владимира, живший три века тому назад, или художник-мечтатель из Великого Устюга, работы которого чудом уцелели в революционных вихрях, или якутский скульптор, способный в шуме сегодняшнего дня расслышать голоса далёких предков.
А у читателя есть возможность вслушаться в истории, которые готовы поведать всякому неравнодушному гении места. В Гурзуфе это дом знаменитого дюка де Ришельё, в котором гостили Пушкин и Жуковский, Грибоедов и Вяземский. Некогда уютный особняк ожидает реставрация, которая вернёт ему исторический облик. А в Твери перед неутомимым путешественником раскроются двери императорского дворца, уже счастливо обретшего свой первозданный вид.
Внутренняя связь художника со своими творениями – отдельная линия номера. Татьяна Ясникова исследует её на примере Михаила Нестерова и картины «Сватовство в Древней Руси», Оксана Костина открывает её в новых материалах к биографии Александра Леонтовского. Илья Наградов и Виктория Пешкова представляют читателю собрание работ рано ушедшего из жизни Юлиана Гоберника в контексте феномена русского меценатства. А Елена Митрофанова изменила привычный ракурс, выведя на первый план не художника, а модель: трогателен, светел и грустен её рассказ о судьбе «абрамцевской богини» – Верочки Мамонтовой, той самой «девочки с персиками».
В первом номере года главный редактор журнала Елена Бехтиева по традиции представляет лауреатов премии имени П.М. Третьякова. Однако «Русское искусство» не только бережёт традиции уже существующие, но и закладывает новые, расширяя читательскую аудиторию и формы взаимодействия с ней. Под эгидой журнала проходит выставка работ юных художников, созданных на пленэре в одном из красивейших уголков Архангельского края, что тоже получило освещение на страницах номера «Богатство российских регионов». Юбилей для журнала не столько веха, сколько импульс для новых открытий.