На просторе никому не тесно
Простор: Литературно-публицистический журнал, № 3. – Астана, 2009.
Мартовский номер журнала «Простор» открывают главы из романа уральского писателя Александра Ялфимова «Богдан Барбоша». Потомственный казак, известный собиратель фольклора своих земляков, Александр Ялфимов и в опубликованных ранее в «Просторе» повестях «На запольной реке», «Две серьги», «Казачий норов», и в новом романе сумел передать яркий образный язык, дыхание народной жизни, сохраняя историзм и занимательность повествования. В разделе «Проза» опубликованы также рассказы победителей конкурса «104 страницы про любовь», проведённого на сайте журнала.
Творчество старейшего русского поэта Казахстана, участника Великой Отечественной войны Леонида Скалковского представлено циклом лирических и сатирико-юмористических миниатюр «Мысли вслух, или Кишкинтайки (мелочь – каз.) без утайки». Порой это афористичные двустишия, достойные «16 полосы» ЛГ. Отдел поэзии представляет и подборку стихов поэта из Семипалатинска Евгения Титаева «По волнам солёным».
В разделе критики внимание читателей привлечёт статья главного редактора журнала Валерия Михайлова «Михаил Булгаков: Человек судьбы», которая, анализируя вышедшее в серии «ЖЗЛ» жизнеописание Булгакова, написанное прозаиком Алексеем Варламовым, расставляет важные акценты в понимании судьбы и наследия великого писателя, его романа «Мастер и Маргарита». Памяти известного казахстанского и российского прозаика Николая Корсунова посвящена статья Геннадия Доронина «По высшей мере». Герольд Бельгер рецензирует посмертно изданную книгу казахстанского критика и литературоведа Виктора Бадикова «По гамбургскому счёту. Творчество. Жизнь. Голоса друзей».
Художественную галерею «Простора» представляет заслуженный художник республики Зейнеп Тусипова, которая всем своим творчеством «учит нас умению вписать, вместить свою малую жизнь в большую жизнь природы и национального космоса», о чём пишет в статье «Земля обетованная – аул» искусствовед Ирина Юферова. Творчеству композитора Ерулана Канапьянова посвящён очерк Людмилы Мананниковой «Не обмелеет река жизни». В «Улыбке Пегаса» представлены «Серьёзы и курьёзы» Надежды Черновой.
Журнал «Простор», поддерживая общее культурное, литературное пространство, постоянно публикует на своих страницах пишущих на русском языке или переведённых на русский язык авторов из других стран. В этом номере в гостях у журнала писатели Белоруссии. Возобновлению казахстанско-белорусских связей послужил прошедший осенью в Минске форум писателей и культурологов «Культурное наследие в диалоге традиций». О нём рассказывает в предисловии к подборке белорусских материалов главный научный сотрудник Института литературы и искусства им. Мухтара Ауэзова Светлана Ананьева. Истории белорусско-казахских отношений посвящена статья Алеся Карлюкевича «Белорусская культура в Казахстане» в переводе с белорусского Любови Шашковой. Несомненно, украсила номер обширная подборка произведений поэтов и прозаиков Белоруссии.
Под армянским парусом
Арагаст: Литературно-художественный и общественно-публицистический иллюстрированный журнал, № 1 (4). – Москва, 2008.
Журнал «Арагаст» («Парус») по традиции много и подробно пишет о событиях в России, связанных с армянской культурой и общественной жизнью диаспоры. Журнал издаётся на русском языке, что позволяет широкому кругу читателей приобщиться к богатейшей армянской культуре. Прекрасно иллюстрированное, издание помогает подробнее познакомиться с творчеством художников и фотографов, живущих в Армении и России, открыть для себя армянских писателей и поэтов.
События прошлого охватывают разделы «Память», «Воспоминания», «Из истории армянской культуры» и др. Памяти погибших во время спитакского землетрясения посвящены статья и стихи на армянском (в переводе) и русском языках.
Е. Карабетова в статье «Об А.К. Дживелегове» делает обзор основных этапов жизненного и научного пути известного учёного и педагога. «Быть представителем страны, лежащей «на перекрёстке» культур, – пишет автор, – это тоже даёт особую широту взгляда на мир, историю и судьбы культуры в самые разные эпохи. Быть потомком армянских купцов – это значит унаследовать их умение и мужество… познавать язык и дух других народов». Работая в ИМЛИ и АН СССР, учёный был тесно связан и с Арменией, и с армянским искусством, рецензировал книгу Георга Гояна «2000 лет армянского театра».
В разделе «Воспоминания» приведена глава из книги Гаянэ Тавризян, дочери выдающегося дирижёра Микаэла Тавризяна, о её предвоенном детстве в Ереване, об отце. Автору удалось передать особенный взгляд ребёнка на сложный мир искусства.
Несмотря на то, что значительное место в журнале отведено историческим очеркам и воспоминаниям, большое внимание уделяется и современности. Раздел «Поэзия» представляет произведения известных авторов и творчество читателей журнала.
К юбилею Геворка Башинджагяна подготовлена статья о жизни и творчестве художника. Цветные репродукции его пейзажей позволяют читателю окунуться в загадочный мир природы горной Армении. Также в журнале помещены репродукции картин современных художников Гайка Берсегяна и Сергея Авакяна.