Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 ноября 2024 г.
  4. № 45 (6959) (13.11.2024)
Литература Библиосфера Литературный резерв

Жужжания и страдания

16 ноября 2024

Аня Гетьман. Шмель. СПб.: Polyandria NoAge, 2024. – 256 с. – 3000 экз.

Есть сейчас такой жанр – роман о неврозе. При этом, говоря «невроз», я имею в виду больше абстрактную ментальную нестабильность, нежели конкретный диагноз. Время такое, что каждый второй совет при жалобах на жизнь – пойти к психологу, а медицинская терминология плотно поселилась в наших словарях. Даже если сам роман не про невроз, то ментальное обязательно будет влиять на реальное, эдакое влияние магического реализма. Вон прошлый победитель премии «Большая книга»: и у того целая часть книги посвящена не то бреду, не то реальному пересказу событий, тревожному и словно утекающему сквозь пальцы.

Проблема большинства таких книг в том, что стратегия успеха автора – это пересказать свои личные переживания, но в более гротескной форме. Когда сытый автор пишет о голодном герое, чтобы переживания казались важнее, но забывает, что голодного героя он понять не может. И мы получаем на руки книгу о нервном срыве из-за сырных медальонов, которые убрали из меню.

«Шмель» Гетьман – не такой. На моей памяти – это первая из череды многих книг в этом жанре новой сентиментальности, автор которой понимает, что и как хочет сказать. Гетьман пишет о ком-то явно близком себе: яркие штаны, сценарии для игр, работа с текстом, желание написать книгу. И всё же это не совсем автофикшен. Каждая из этих подробностей, хоть и близка автору, находится в книге не просто потому, что есть и в её жизни: все они служат конкретной идее.

Героиня «Шмеля», Вера, переживает свой развод посреди бурных событий 2022 года. Начало СВО, массовая миграция, мобилизация. Книга настолько пропитана фоновой тревогой, что сначала даже не понимаешь, какой конкретно временной отрезок она описывает: уже началось или ещё нет? Мобилизация уже была? Многие вещи описаны не напрямую, а через призму тревожного восприятия. Видно не само событие, а его эхо, не новость о событии, но бесконечную ленту с новостями.

К слову, о тревоге. Синтаксис книги выстроен определённым образом, к которому вначале нужно немного привыкнуть. Чередой идут короткие предложения, а после – одно длинное, эдакий поток сознания, который очень напоминает посты в социальных сетях. Особенно те, в которых люди описывают свои проблемы. Этот стиль смотрится аутентично в контексте истории про тревожное расстройство, однако есть места, которые приходится перечитывать, чтобы понять, что происходит. И не в случаях, когда ненадёжный рассказчик раскалывает мир на подсознательные образы, а в нескольких эпизодах относительной стабильности героини.

Таких эпизодов, надо сказать, немного. В центре внимания истории – тревожное расстройство. Оно встроено в книгу на уровне самого языка, но проявляется и иными способами. Тревожное расстройство – по медицинскому справочнику – про постоянную тревогу, про общее напряжение без внешних причин. А если причин нет, то Вера создаёт свои: ссорится с близкими, делает всё, чтобы вывести на конфликт хозяйку квартиры, которую она снимает. Если в жизни Веры появляется какая-то деталь, то пролистайте пару страниц назад, у кого-то она эту деталь подобрала. Штаны – у соседки, сюжет для книги – у клиента психолога, образы для того, чтобы описать своё состояние, – со своей работы. Чужое – не своё, оно надёжнее. А ещё надёжнее жизнь делают ритуалы: там не садись, а чтобы быстрее ответили на сообщение – пройди по счастливой улице. Каждое действие должно быть сиюминутно валидировано, подтверждено, ответ должен быть дан сразу. Это жизнь с постоянным фантомным жужжанием в ушах о том, как нужно поступить «правильно».

Я очень скептически отношусь к этому новому жанру романа о неврозе, но если они будут писаться с таким же пониманием формы и содержания, как «Шмель», то мы получим в первую очередь не «романы о неврозе», а просто хорошие книги. А это никогда не бывает лишним.

Виктория Копылова

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Закат, приснившийся земле

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • Шоу ради шоу?

    22.05.2025
  • Не путеводитель

    22.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS